Европейцы должны проснуться, прежде чем станет слишком поздно. Если они этого не сделают, ЕС пойдет по пути Советского Союза в 1991 году, пишет инвестор и филантроп Джордж Сорос в своей колонке для The Guardian. ZN.UA перевело материал бизнесмена.
Ни европейские лидеры, ни простые граждане, похоже, не понимают, что мы переживаем революционный момент, и диапазон возможностей очень широк. Как и то, что в конечном итоге результат может быть весьма неопределенным.
Большинство из нас предполагает, что будущее более или менее будет напоминать настоящее. Но это не обязательно так. В долгой и насыщенной жизни я был свидетелем многих периодов того, какие я называю радикальным нарушением равновесия. Мы живем в такой период сегодня. Следующим переломным моментом станут выборы в Европейский парламент в мае 2019 года.
К сожалению, антиевропейские силы будут иметь конкурентное преимущество. Для этого есть несколько причин, в том числе устаревшая партийная система в большинстве европейских стран, практическая невозможность изменения договоров и отсутствие правовых инструментов для дисциплинарного взыскания с государств-членов, нарушающих принципы, на которых был основан ЕС. Евросоюз может навязать свои правила странам-кандидатам, но у него недостаточно возможностей для обеспечения их соблюдения государствами-членами.
Устаревшая партийная система мешает тем, кто хочет сохранить ценности, на которых был основан ЕС, но помогает тем, кто хочет заменить их чем-то радикально другим.
Партийная система отдельных государств отражает разногласия, которые происходили в XIX и XX веках, такие как конфликт между капиталом и трудом. Но самый важный на сегодня раскол происходит между проевропейскими и антиевропейскими силами. Доминирующей страной ЕС является Германия, в которой главенствующий политический альянс — между Христианско-демократическим союзом и Баварским христианским социальным союзом стал неустойчивым. Альянс работал до тех пор, пока в Баварии не было правой альтернативы ХСС. Это изменилось с появлением экстремистской «Альтернативы для Германии». В сентябре прошлого года результат ХСС на местных выборах был худшим за более чем шесть десятилетий, и впервые «Альтернатива для Германии» вошла в баварской парламент.
Рост АдГ ставит под вопрос смысл существования альянса ХДС/ХСС. Но этот альянс не может быть расторгнут без проведения новых выборов, которые ни Германия, ни Европа не могут себе позволить. И правящая коалиция не может быть чересчур проевропейской, сталкиваясь с угрозой АдГ.
Ситуация далеко не безнадежна. Немецкие «зеленые» стали единственной последовательно проевропейской партией в стране, и они продолжают расти в опросах общественного мнения, в то время как АдГ, похоже, достигла своего апогея (за исключением бывшей Восточной Германии). Но теперь избиратели ХДС/ХСС представлены партией, приверженность которой европейским ценностям сомнительна.
В Соединенном Королевстве устаревшая партийная структура также не позволяет народной воле найти правильное выражение. И лейбористы, и консерваторы внутренне разделены, но их лидеры, Джереми Корбин и Тереза Мэй, соответственно, полны решимости завершить процесс выхода Британии из ЕС. Ситуация настолько сложна, что большинство британцев хотят покончить с этим как-угодно, хотя Brexit станет определяющим событием для страны на десятилетия вперед.
Сговор между Корбином и Мэй вызвал сопротивление в обеих партиях, что в случае с лейбористами граничит с восстанием. Мэй объявила о программе помощи обнищавшим сторонникам лейбористов на севере Англии. И Корбина обвиняют в том, что он предал обещание, которое дал на последней партийной конференции Лейбористской партии. Тогда он сказал, что поддержит второй референдум по Brexit, если не сможет инициировать всеобщие выборы.
Вероятность того, что депутаты снова отклонят сделку премьера Мэй, растет с каждым днем. Это может привести к росту движения, поддерживающего второй референдум по Brexit, или, что еще хуже, к аннулированию введения статьи 50 Лиссабонского договора, запустивший процесс выхода Великобритании из ЕС.
Италия оказывается в аналогичном положении. В 2017 году ЕС допустил роковую ошибку, строго соблюдая Дублинское соглашение, которое несправедливо обременяет такие страны, как Италия, где мигранты впервые въезжают в ЕС. Это привело к тому, что итальянский электорат — преимущественно проевропейский и проиммиграционный, перешел на сторону антиевропейской партии «Лига» и движения «Пять звезд» на прошлогодних выборах. Прежняя доминирующая демократическая партия находится в замешательстве. В результате у многих избирателей, которые остаются проевропейскими, не осталось ни одной партии, за которую можно голосовать. Однако есть попытка организовать единый проевропейский список. Подобное переупорядочение партийных систем происходит во Франции, Польше и Швеции.
Когда речь идет о трансъевропейских альянсах, ситуация еще хуже. Европейская народная партия (ЕНП) является худшим нарушителем — почти полностью лишенным принципов, о чем свидетельствует его готовность принять партию Фидес премьер-министра Венгрии Виктора Орбана, чтобы сохранить свое большинство и контролировать распределение должностей в ЕС.
Антиевропейские силы могут выглядеть неплохо в сравнении: по крайней мере, у них есть некоторые принципы, даже если они одиозны.
Трудно понять, как проевропейские партии могут победить на майских выборах, если они не ставят интересы Европы выше своих собственных. Нынешнее руководство напоминает политбюро, которое, когда распался Советский Союз, продолжает издавать указы, как будто они все еще актуальны.
Первым шагом к защите Европы от ее врагов, как внутренних, так и внешних, является признание масштабов угрозы, которую они представляют. Вторым — пробудить спящее проевропейское большинство и мобилизовать его для защиты ценностей, на которых был основан ЕС. В противном случае мечта об объединенной Европе может стать кошмаром XXI века.
Согласно исследованию Европейского совета по международным отношениям, опубликованному в понедельник, антиевропейские партии могут получить треть мест — 33%, в Европейском парламенте по итогам выборов в мае. В настоящее время около 23% членов Европарламента принадлежат к антиевропейским партиям.
Выборы в Европарламент состоятся через два месяца после того, как Британия станет первой страной, которая вышла из ЕС и подстегнула националистические, антиевропейские группы по всей Европе. Более 350 миллионов человек в 27 странах-членах ЕС смогут голосовать в воскресенье, 26 мая. По пропорциональной избирательной системе граждане ЕС изберут 705 членов Европейского парламента, который делит свое время между Брюсселем и Страсбургом. Начиная с крошечной Мальты, у которой лишь 6 своих представителей в Европарламенте, до Германии – у которой целых 96 человек — в течение пяти лет эти депутаты будут проверять и изменять законы, предложенные Европейской комиссией, при условии одобрения национальными правительствами в Совете ЕС.