Виктор Дяченко, from-ua.com:
Феномен Владимира Зеленского, ставшего лидером украинских выборов, продолжают оживленно обсуждать и в Украине, и за рубежом. «Порохоботы» бьются в истерике, опытные политики смотрят на него с завистью, политологи растерянно строят новые теории. Все понимают, что в первом туре 85% избирателей проголосовали против Порошенко, но мало кто может объяснить, почему 30% голосов досталось Зеленскому, который за всю избирательную компанию не промолвил ни слова. Хотя ответ лежит на поверхности: его секрет – это его молчание.
В принципе, большинство уже не сомневается в победе Зеленского и во втором туре. Для этого необходимо, чтобы украинские избиратели вновь проголосовали против Порошенко. Поэтому спасти пока еще действующего президента может лишь обратный вариант: если большинство проголосует против Зеленского, на чем и строится новая стратегия Банковой. Но как это сделать? Возможно, если им удастся его «разговорить».
О клоунах и комиках
До 31 марта на Банковой практически не воспринимали Зеленского всерьез – ни как конкурента, ни как кандидата. Теперь там, конечно, кусают локти, но продолжают считать его «клоуном», старательно делая акцент именно на этом слове. И за оставшиеся до второго тура выборов пару недель, технологи Порошенко будут старательно убеждать украинцев «не голосовать за клоуна», не отдавать судьбу страны в руки «блазня».
В какой-то мере это черный пиар, в какой-то мере умышленное оскорбление. «Порохоботы» всё же не умеют держать удар, они сорвались, и теперь с трясущимися губами и дрожащими руками проклинают недостойный Петра Алексеевича народ и предрекают Украине скорую погибель. Что, в общем-то понятно: команды Тимошенко или Бойко ведут себя спокойнее потому, что они просто не получили желаемого, команда же Порошенко может потерять то, что имеет. Сами понимаете, разница ощутимая!
И всё же эти люди, несколько лет сыпавшие на ток-шоу и в блогах заумными речами, не понимают, да и не желают понять разницы между клоуном и комиком. Что, собственно, и стало одной из причины поражения Петра Порошенко.
Разница эта очень проста, но огромна. Клоун – это человек или персонаж, над которым смеются зрители. Потешаются над его нелепостью, глупостью, жадностью, постоянными неудачами, над трагикомическими ситуациями, в которых он оказывается. Комик и юморист – это человек, который высмеивает других, заставляя своими шутками и розыгрышами хохотать над ними всю аудиторию. Кстати, в классических комедиях прошлого нередко клоуны и комики играли вместе. Например, комический персонаж Чарли Чаплина появлялся на экране в компании клоунов типа Сердитого Полицейского, которого он то и дело пинал под зад.
Так вот, Зеленский и его «Квартал» это не клоуны, а комики, много лет высмеивавшие украинских политиков, пинавшие их своими шутками по растолстевшим задницам. Да-да, вы уж догадываетесь, кто в результате оказался настоящим клоуном! Казалось бы, это должны были бы понять и на Банковой, и найти способ выйти из этой комической ситуации. Но вместо этого там поступили просто таки по канонам комедийного жанра: Злой Полицейский со свистком во рту начал бегать кругами за Бродягой, напрашиваясь на очередной под$рачник.
Когда молчание – золото
Но Зеленского и Чаплина роднит не только комический жанр. Чарли Чаплина называли также «великий немой», поскольку он был гением пантомимы и все свои лучшие фильмы сделал именно в эпоху немого кинематографа. А вот с появлением звукового кино, звезда Чаплина быстро закатилась, потому что его герой просто не мог заговорить: возможно, ему было просто нечего сказать. Перейти на следующий уровень говорящего и даже поющего Бродяги смог только другой гений – индийский актер Радж Капур («Господин 420»). Увы, Капура из Зеленского не получится, потому что многим украинцам его «песни» как политика и будущего президента вряд ли понравятся.
Свои 30% Зеленский получил не только за высмеивание украинских политиков, и не только за то, что сам он в глазах украинцев таковым ещё не является. Пока ещё он воспринимается как актер, пошедший в президенты. Кстати, в своё время как «не политик» на выборах удачно стартовал Виталий Кличко, которому до сих пор лучше улыбаться, чем говорить.
Главная фишка Зеленского в том, что за него проголосовали все регионы Украины, «вата» и «патриоты» (даже 17% электората националиста Кошулинского готовы поддержать его во втором туре), пророссийские и прозападные. Кто-то даже заявил, что Зеленский первый политик, объединивший страну! Но это не так, Зеленский просто оказался над политическим расколом Украины — и только потому, что не позиционировал себя ни с одной из его сторон. А помогло ему в этом его молчание! Да, киношный Голобородько наговорил в сериале много чего, но реальный кандидат Зеленский продолжает благоразумно отмалчиваться. «Великий немой» украинской политики!
Через пару недель, во втором туре, Зеленскому нужно консолидировать вокруг себя все «антипорошенковские» голоса: столь разные электораты Бойко и Вилкула, Тимошенко, Гриценко и Смешко, Ляшко и т.д. Объединить их невозможно, потому что объединение зиждется на какой-то конкретной идее или действии, а идеи всегда лишь раскалывали украинцев. Но Зеленский и не собирается их объединять, он играет в другую игру: он молчит, сохраняя неопределенность своей позиции, и тем самым позволяя избирателям самим строить догадки. А так как большинство украинцев воспринимает Зеленского-комика очень положительно, то они верят, что положительным будет и Зеленский-президент. Верят на Западе и Востоке, в Киеве и Одессе.
Но эта вера рассыплется сразу после того, как Зеленский заговорит. На Банковой это понимают, и потому настойчиво зовут его на теледебаты, заманивая в подготовленную ловушку. Где Зеленскому начнут задавать в лоб вопросы о голодоморе, России, языке, Бандере и т.п., настаивая чтобы он дал на них «определенный ответ». А вы сами видите, что это как раз тот набор вопросов, которыми раскалывали украинское общество. И как бы Зеленский на них не отвечал, он невольно будет становиться на одну или другую сторону раскола. Можно даже с большой уверенностью предположить, что вопросы подобраны так, чтобы своими ответами Зеленский «обидел» всех украинцев, «и наших, и ваших» — а уж «порохоботы» и пропрезидентские СМИ мгновенно раздуют из его ответов скандалы!
Собственно говоря, подобный пример известен еще с библейских времен: помните, как Христа попросили прокомментировать вопрос об уплате налогов? А так как Зеленский отнюдь не Спаситель, и вряд ли сможет находить ответы типа «кесарю – кесареву», то он рискует уйти с этих дебатов с поникшей головой и упавшим рейтингом. А значит, что до второго утра выборов он постарается сохранять своё многозначительное молчание.
Это не просто, потому что просто отмалчиваться Зеленскому тоже нельзя, это может опустить его рейтинг. Нужно как-то уворачиваться от брошенных вызовов, сохраняя при этом своё лицо. Первый раз у Зеленского это получилось: он якобы «согласился» на дебаты, но выставил свои условия – провести их на стадионе, без суфлеров и заготовок. В принципе, это прием известный еще со времен дуэлей, когда один оскорбленный аристократ бросал другому перчатку, а тот принимал вызов и предлагал драться на сосисках или тортах. Но срабатывает это только один раз.
Хуже чем Порошенко
И всё-таки на Банковую работают люди, которые живут прошлым, с ограниченными мышлением, не способные видеть вызовы настоящего. Они потирают руки, мечтая загнать Зеленского в бессмысленный исторический «срач» на темы голодомора и Бандеры, планируют оконфузить его перед «пророссийским» электоратом и лишить его голосов «проукраинских» избирателей – то есть снова разыграть свою заунывную партитуру. Небось, ещё и гордятся тем, какие они находчивые и умные!
Между тем, по Зеленскому уже можно было бы нанести политический удар, не дожидаясь, пока он заговорит. Дело в том, что даже его молчание можно интерпретировать по-разному. Да и сам Зеленский уже успел предпринять кое-какие политические шаги, по которым можно судить о том, чего же украинцам стоит ждать от нового президента.
Ну вот, например, в команду Зеленского затесался бывший министр финансов Украины Александр Данилюк. Который ведет себя там так уверенно, что наверняка уже метит вновь сесть в министерское кресло, а то и подняться выше! А кто у нас Данилюк? Сын влиятельных родителей, в 90-х работал на некие американские инвестиционные фонды где сблизился с Натальей Яресько, жил и работал в Лондоне (имеет британское гражданство) как специалист по оффоршным фирмам (и владел такими, в частности HOGSMILL INVESTMENTS LIMITED), работал в правительстве Еханурова, потом в команде Януковича под руководством Сергея Левочкина, потом перебрался в Администрацию президента Порошенко, затем сменил Яресько на посту министра финансов, был уволен – и теперь нашел себе место в команде Зеленского.
Данилюк – яркий пример того, что в команду будущего президента Зеленского принимают людей, которых комик Зеленский столько лет высмеивал. Но это ещё не всё! Данилюк, Яресько, недавние контакты с Супрун и «высокая оценка» её деятельности, такие же контакты с Сакварелизде и ряд других «консультаций» красноречиво говорит о том, что Зеленский наводит связи с командой «либеральных реформаторов», прямо подконтрольных Америке (как правительству США, так и частным структурам). Неужели он собирается сформировать их них новую власть – или, точнее, вернуть власть этой команде, которая была разогнана Порошенко в 2016 году? Но ведь это еще хуже, чем быть марионеткой Коломойского! По крайней мере, не Коломойский повышал тарифы на газ!
Кстати, относительно тарифов Зеленский тоже ничего конкретно не сказал – а вот это удивляет больше всего. Дело в том, что по вопросу цены на газ практически все оппозиционные кандидаты (Тимошенко, Бойко, даже Гриценко) были единодушны в том, что сейчас она неправомерно завышена, и все обещали её снизить. Все, кроме Зеленского. Впрочем, а что тут удивительно: давайте посмотрим, из кого Зеленский собирает свою команду – и вспомним, кто постоянно лоббирует повышение в Украине коммунальных тарифов.
Кто-то из политологов заметил, что «режим Порошенко» — это группа украинских олигархов, прогнувшихся под Запад, однако всё же не пустивших западные корпорации в Украину. Возможно, что Зеленский станет тем президентом, который распахнет перед ними ворота настежь. Прогнозы показывают, что в этом случае украинцев ожидает лишь усиление экономического геноцида, и возможно, что выжившие еще будут бормотать «прости нас, Петр Алексеевич». И Банковая бы могла сыграть на этом, напугав украинцев «реформами Зеленского», если бы сама не проводила бы таких же, и если бы не боялась выступить против «ценных указаний» своих западных «партнеров».