Украинцы в шоке от новых ценников в отечественных магазинах. «У меня ребенок часто болеет. Врач посоветовал пропить иммуномодулятор несколькими курсами — по 10 таблеток через каждые 20 дней. На первые два курса покупала препарат по 250 гривен за упаковку, а на днях пошла за последней «дозой» — заплатила уже 330 гривен. Получается, всего за месяц лекарство подорожало на 80 гривен. На вопрос — почему так — аптекари только пожимают плечами, дескать, все дорожает», — рассказала «Стране» киевлянка Екатерина.
И лекарства — далеко не единственное, за что приходится переплачивать украинцам. Переписывают ценники также продавцы еды, одежды и обуви, товаров массового спроса. Дорожают и услуги, скажем, химчистка куртки в Киеве с начала года стала дороже на 50 гривен — за нее просят уже до 400 гривен.
И это при том, что доллар, на который традиционно кивают продавцы, повышая цены, в последнее время не только не растет, но и, наоборот, упал в цене. Если 19 марта за доллар давали 27,17 гривен, то 19 апреля — 26,83. Для сравнения: 19 января курс достигал почти 28 гривен за доллар. То есть, получается, что жизнь в Украине дорожает даже не в гривнах, а в «твердой валюте».
«Страна» разбиралась, почему растут цены и что с ними будет дальше.
Считают доллар по 30 и накручивают наценки
Жалобы киевлянки Екатерины, вынужденной переплачивать за лекарство для ребенка, подтверждает и Госстат. Скажем, отечественные антибиотики выросли в цене с начала года на 50 копеек за упаковку из 10 штук (до 16,64 гривен), импортные — на 1 гривну (до 106 гривен), обезболивающие — почти на 1,2 гривны (до 15,56 гривны).
Но это — средняя температура по палате. Разница в цене одного и того же лекарства в разных аптеках может достигать 30%. Скажем, тот же иммуномодулятор «Респиброн», на дороговизну которого пожаловалась Екатерина, реально найти и за 200 гривен, хотя есть цены 260-280 гривен и даже 340 гривен. И это на один и тот же препарат одинаковой дозировки. Такая ситуация — явный признак того, что основная наценка появляется именно в рознице, от производителя препарат заходит по старой цене или с небольшим подорожанием. А величина накрутки зависит исключительно от жадности аптекарей.
Пока их тактика срабатывает, и украинцы действительно оставляют в аптеках все больше денег. По данным исследования рынка «PharmXplorer»/»Фармстандарт» компании «Proxima Research», по состоянию на февраль (более свежих данных пока нет) рынок вырос в долларовом эквиваленте на 13,6%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Но при этом в продажах уже наметилась негативная тенденция — в штуках объемы упали на 1,8%. Для сравнения: в феврале прошлого года был зафиксирован рост на 6,2%.
Глава общественной организации «ФармРада» Елена Прудникова говорит, что накручивать цены аптекам позволяет постепенная монополизация рынка — из этого бизнеса выдавливают мелкие торговые точки (в том числе, и за счет законодательных ужесточений).
Но, как рассказал «Стране» представитель компании-импортера, у них последние партии товара также подорожали. Причина банальна — поставщик сознательно заложил курс доллара в 30 гривен, то есть, больше чем на 3 гривны выше реального. «Лекарства продаются, минимум, три месяца. Мы не знаем каким будет курс после выборов, поэтому решили перестраховаться», — пояснил импортер.
От капусты и круп — до одежды и косметики
Лекарства — далеко не единственный товар, которому обновили ценники. Подорожали также овощи и фрукты, лекарства, бытовая химия и косметика. Причем, заметный сдвиг в ценах случился в считанные недели — в апреле, то есть, он пока не зафиксирован в статистике, но его уже почувствовали на своих кошельках украинцы.
Впрочем, динамика ценового роста для Украины не нова, и она прослеживается в том числе, с начала этого года. По данным Госстата, в январе, по сравнению с декабрем 2018 года, ценники выросли на 1%, а феврале — еще на 0,5%, в марте — на 0,9%. За последний месяц больше всего подорожали овощи (на 2,4%), фрукты (на 1,7%), хлеб (на 0,9%), рыба (на 0,7%), сыр (на 0,5%).
Если в январе капуста продавалась по 11,5 гривен, то сейчас — по 17,3 гривен за килограмм. Ячневая крупа прибавила в цене почти гривну (до 12,6 гривен),пшенная — больше 3 гривен (до 28,3 гривен), а гречневая — всего 44 копейки (до 16,8 гривен). На гривну за килограмм подорожали также сыры, сметана, на 2 гривны — мороженая рыба (до 76,7 гривен/кг) и т.д. То есть, по многим категориям продукты у нас уже не только сравнились по цене с европейскими, но и опередили их. Что делает нашу розницу весьма привлекательной для импорта. Если в 2017 году украинские производители продавали в стране 82,2% всей еды, то, по итогам прошлого года — только 81,4%.
Из непродовольственной группы заметно подскочили в цене одежда и обувь — на 11,3%, из услуг — рестораны и отели (на 0,7%), медпомощь (на 1%). Если сравнивать с мартом прошлого года, то в целом цены выросли на 8,6%. По некоторым категориям подорожание намного больше: хлеб — на 20%, молоко — на 9,4%, овощи — на 37,7%. Но зато подешевели яйца (на 18%), фрукты (на 22%), сахар (почти на 6%). Рестораны и отели за год стали дороже почти на 12%, другие услуги — на 9,8%, одежда и обувь — на 2%.
«У нас такая бюджетная модель, что инфляция составит в этом году не менее 10%, хотя Нацбанк прогнозирует до 8%. Причем, уже сейчас намечается интересная инфляционная вилка — индекс потребительских цен растет на 8-9%, а цены производителей даже несколько раз выходили на 0%, хотя последний показатель должен быть на пару процентов выше первого. Точно также розничная торговля растет на 7-8%, а оптовая — всего на 2-3%. Это может свидетельствовать о приближающемся кризисе и замирании производства (собственно, Госстат уже зафиксировал спад промышленного производства на 2-3%)», — пояснил «Стране» экономист Алексей Кущ.
«На рынок вышли предвыборные деньги»
У бизнеса традиционно свои аргументы, почему без повышения цен никак не обойтись.»Цены с начала года поднялись, но незначительно — не более 5%. Причина — плановое повышение зарплат и подорожание электричества», — пояснил топ-менеджер концерна «Ярослав» Александр Барсук.
«Наша экономика не изолированная, мы ориентируемся на экспорт и цены на большинство товаров привязаны к мировым. Плюс — мы еще не нагнали то повышение цен, которое должно было случиться в 2014-2015 году, когда гривна обесценилась втрое. Предприниматели понемногу включают эти «отложенные проценты» в текущие цены и будут делать это еще два года, если при этом не будет нового витка девальвации. Плюс — бизнес включил в цены риски. Власти уже пообещали, что будут дорожать энергоносители, есть и другие немалые политические риски из-за выборов. Все это уже закладывается в ценники, чтобы после выборов не прогореть», — пояснил «Стране» глава Союза защиты предпринимательства Сергей Доротич.
Впрочем, понятно, что экспериментировать с ценами продавцам позволяет достаточный спрос на их товары. «Перед выборами население получило на руки дополнительные деньги — это и проиндексированные пенсии, и разовые пенсионные выплаты, и монетизация субсидий, которую не все понесли за коммуналку, и помощь определенным группам населения (скажем, многодетным семьям). Это миллиарды гривен, которые уже хлынули на потребительский рынок», — говорит экономист Алексей Куш.
С ним согласен и глава Ассоциации розничных сетей Алексей Дорошенко. «Пенсионные индексации в этом году были самые большие за последние пять лет. 8 из 10 млн пенсионеров получили прибавку в 11%, а те, кто меньше — разовые выплаты. Они понесли эти деньги в аптеки и продуктовые магазины. А в апреле мы увидим инфляцию вдвое выше, чем за предыдущие месяцы», — пояснил он.
Молоко и мясо вместо туфлей и смартфонов
По данным Госстата, за прошлый год объемы розничного товарооборота в Украине составили порядка 668,4 млрд гривен против 586,3 млрд годом ранее. То есть, продавцы за год наторговали на 82,1 млрд гривен больше. Так как потребление в стране особо не увеличивается, понятно, что львиная доля этой суммы осела в карманах торговцев именно за счет роста цен.
Показательна и структура розничного товарооборота. В 2018 году украинцы потратили на продовольственные товары почти 290 млрд гривен (это 43,3% всех продаж товаров), тогда как в 2017 году — 233 млрд или 39,8%. То есть, за год доля еды в потребительской корзине выросла в деньгах сразу на 3,5%. Такую динамику обеспечил, в первую очередь, опережающий рост цен, уверены эксперты.
Еда в Украине остается драйвером ценового роста. Ведь доходы у населения постепенно растут, в том числе, за счет увеличения разного рода социальных выплат. При этом денег не настолько много, чтобы на них можно было покупать сравнительно дорогие товары — одежду, мебель и др. Поэтому люди попросту проедают прибавку, чем и пользуются производители и продавцы продуктов, взвинчивая цены.
К примеру, за последний год доля мяса в розничных продажах выросла с 2,1% до 2,5% (до 16,5 млрд гривен), молочных продуктов — с 2,4% до 2,6% (до 17,6 млрд гривен), кондитерских изделий — с 2,9% до 3,3% (около 22 млрд), свежих овощей — с 1,2% до 1,4% (9,6 млрд). При этом, скажем, подсолнечное масло два года подряд удерживает долю в 0,5% (3,5 млрд гривен), не изменилась также доля муки — 0,2%, макаронных изделий (0,5%), овощных консервов (0,4%), а доля сахара даже снизилась с 0,5% до 0,4% (до 2,47 млрд). Дело в том, что производители подсолнечного масла зарабатывают, в основном, на его экспорте. Поэтому не особо часто переписывают ценники в отечественной рознице. А сахар за последний год подешевел из-за его перепроизводства.
Доля непродовольственных товаров в прошлом году упала — с 60,2% до 56,7% (до 378,7 млрд гривен). В частности, просели продажи обуви (с 1% до 0,9%), компьютерной техники (с 0,8% до 0,7%), телекоммуникационного оборудования (с 2,5% до 2%). Интересно, что в деньгах зафиксировано снижение продаж и мобильных телефонов — с 11,9 млрд гривен до 11,67 млрд. При этом сами продавцы отчитываются, что в штуках продажи телефонов, наоборот, растут. Это поясняется расширением ассортимента за счет более дешевых китайских моделей. Доля автомобилей и автотоваров упала с 8,1% до 7,3%, что связано как со снижением продаж машин в штуках, так и со смещением предпочтений украинцев в пользу более экономичных моделей.
Из категорий, доля которых в продажах растет, можно отметить фармацевтическую продукцию — с 9,4% до 9,8% (до 65,5 млрд гривен), аудио- и видеотехника (с 0,7% до 1%), парфюмерия и косметика (с 3,5% до 3,6%), одежда (с 2,1% до 2,3%).
При этом доля продукции украинских производителей только сокращается. Если в 2017 году они продавали 82,2% всей еды, то, по итогам прошлого года — 81,4%. В категории непродовольственых товаров они за год потеряли почти 1% (сейчас — 31,7%). «Некоторые наши продукты уже дороже импортных на 20-30%. И если производители и дальше не смогут сложить цену своей продукции, то доля импорта будет только расти», — резюмировал Дорошенко.