С момента инаугурации президента Владимира Зеленского прошло пять дней. «Вести»разложили «по полочкам», что удалось сделать за этот короткий срок ему и его команде, а каких решений страна так и не дождалась в силу разных причин.
Распустил парламент /Первый день/
Президент Зеленский стартовал «с места в карьер», распустив парламент прямо в своей инаугурационной речи. «Это разрушение канонов, вызов всей системе, правительству Гройсмана — всей коррупционной предыдущей власти», — вдохновенно комментировал «Вестям» речь нардеп Тарас Батенко (глава УКРОПа).
Фактически парламент был назначен «виновным» за процессы, происходившие пять лет. Зеленский снова попал в общественные настроения: по данным опроса Соцгруппы «Рейтинг», роспуск парламента одобряют 72% граждан.
«У парламента, конечно, есть юридическая возможность вставлять палки в колеса — и возможна ситуация 2005–2007 годов, когда Ющенко воевал с парламентом, — поясняет «Вестям» политолог Руслан Бортник. — Но долго Рада противостоять ему все равно не будет, ведь если попытается сохраниться, то следующим шагом Зеленского станет приглашение сторонников под парламент с просьбой «попросить депутатов уйти в отставку».
Указ о роспуске Рады был опубликован вчера утром, на четвертый день после соответствующего заявления, что также было одним из элементов давления на прежние элиты (консультации шли по поводу избирательного законодательства и возможности сохранить нынешнюю систему). В нем значится дата досрочных выборов — 21 июля.
Впрочем, остановить выборы уже невозможно: глава ЦИК Татьяна Слипачук уже дала старт кампании, одновременно заявив о невозможности проведения выборов в указанную дату (комиссия банально не успевает провести тендерные процедуры без немедленного изменения закона о госзакупках Радой).
Расставил кадры /Второй день/
Первые же кадровые назначения президента были восприняты неоднозначно: одни фигуры, назначенные им, вызвали одобрение, другие — волну критики. Сильнее всего общественность волновал вопрос назначения главой АП Андрея Богдана, адвоката, неформального координатора штаба Зеленского (плюс юриста, работавшего в интересах олигарха Игоря Коломойского).
Нардеп Егор Соболев заявил, что президент нарушил закон о люстрации, назначив Богдана, поскольку тот работал на высоких должностях во времена президентства Януковича. Чуть меньше критики вызвало назначение его замом экс-замминистра юстиции и члена НАПК Руслана Рябошапки. Зато экс-глава Минфина Александр Данилюк в роли секретаря СНБО вызвал сдержанно-положительные комментарии.
Параллельно президент пролил целый дождь из должностей на «свою» команду «Квартала-95»: соучредитель Сергей Шефир назначен первым помощником президента (фильтр для посетителей, контроль информационных потоков и т. п.), исполнительный продюсер Сергей Трофимов стал первым замглавы АП, глава партии «Слуга народа» Иван Баканов — первым замглавы СБУ.
«Визуально есть две команды: близкая к Зеленскому и люди Коломойского. Но это не так, будут еще назначения в интересах «соинвестора» политпроекта Зеленского, Валерия Хорошковского. Сам он, например, претендует на пост премьер-министра», — сказал «Вестям» собеседник, знакомый с ходом переговоров.
«Для тех, кто истерит от первых кадровых решений Зеленского, у меня есть несколько фамилий: Луценко, Пашинский, Свинарчуки, Парубий, Супрун. Напомнить их дела и высказывания? — иронизирует экс-глава Минюста Елена Лукаш. — Меня тоже не радует ряд заявлений новой команды, но судить предлагаю по делам».
Уволил Кабмин /Третий день/
Просьбу об отставке министров президент элегантно ввернул тоже еще в свою инаугурационную речь. Первой реакцией Кабмина было отрицание — «Вести» в тот же день пообщались с несколькими высокопоставленными чиновниками, и они не подтвердили намерений уходить в отставку. Все изменилось через несколько часов.
«Вечером премьер собрал совещание, на котором присутствовало большинство министров, кроме разве Авакова и «фронтовиков». Сказал: надо уходить, чтобы ответственность за ситуацию легла на Зеленского», — сказал собеседник «Вестей» в одном из министерств. В среду премьер провел последнее за свою каденцию заседание правительства, оно длилось без малого 12 минут, где заявил об отставке. «Я предложил президенту и парламенту совместно сформировать новую повестку. Президент избрал другой путь, — сказал Гройсман. — И я считаю, что сегодня своим заявлением он взял на себя всю ответственность».
Впрочем, отставки как таковой может и не случиться, ведь судьба премьера оказалась в руках Верховной Рады — и парламент может не принять отставку. По закону, депутаты должны определиться до 31 мая (10 дней). И если голоса найдутся, то и. о. премьера, по закону, становится первый вице-премьер Степан Кубив, близкий к Петру Порошенко функционер и экс-комендант Майдана (остальные министры получают такую же приставку «и. о.», пока после выборов новой коалицией не будут назначены их «сменщики»).
«Гройсман не захотел быть для Зеленского «козлом отпущения», на которого тот не преминул бы повесить все долги и грехи, и решил форсировать свои политические перспективы», — пояснил «Вестям» активность теперь уже экс-премьера политолог Руслан Бортник. Вопрос о том, как будут исполнять обязанности «подвешенные» министры, риторический — достаточно вспомнить бывшего и. о. министра агрополитики Тараса Кутового, который полгода не появлялся на рабочем месте, по сути, сгрузив рабочие задачи на заместителя.
Поэтому у Зеленского задумали «запараллелить» некоторые функции. Задачу поручили новоназначенному секретарю СНБО Александру Данилюку. «У меня есть виденье, как должен работать СНБО — это сильный орган, который будет решать очень важные вопросы: не только в сфере обороны и безопасности, но и в сфере экономики и энергетике», — сказал Данилюк журналистам после встречи с Зеленским в среду вечером. «Данилюк проговорился: СНБО будет, по сути, параллельным правительством, центром власти, который в переходное время будет выполнять техническую задачу по стабилизации», — пояснил задумку политолог Вадим Карасев.
Заявил референдум по Донбассу /Второй день/
Главным спикером по этому вопросу стал Андрей Богдан, заявивший о возможности проведения референдума «о мирных соглашениях с Россией». Идея в том, чтобы спросить у народа, готов ли он зайти за определенные «красные точки» (например, если Донбасс вернется, но будет иметь особый статус, как это прописано в Минских соглашениях). Вчера сам президент позвал в гости нескольких активистов, чтобы объяснить идею проведения плебисцита.
«Зеленский спрашивал, является ли важным для активистов мир на Донбассе, на что они ответили: «В зависимости от того, какой ценой этот мир будет достигнут», — рассказала после встречи волонтер Наталия Воронкова. Еще один волонтер, Тим Златкин, раскрыл подробности позиции Зеленского.
— Переговоры с РФ — «тема дискуссионная».
— Референдум — замер общественного мнения, не более того.
— Главное — остановить огонь.
— Создается рабочая группа по диалогу с волонтерами и общественностью.
— Украинскую землю «сдавать» никто не будет.
Впрочем, смысл в проведении любого плебисцита есть только тогда, когда имеется какая-либо договоренность с РФ (о перемирии, гарантиях возврата территорий в обмен на предложения украинской стороны и т. п.) А о том, что договоренностей нет, свидетельствует реакция Кремля: неофициально «привет» Киеву передал лидер ЛДПР Владимир Жириновский, «потроллив» Зеленского предложением вынести на референдум вопросы о принадлежности Крыма/Донбасса и вероятности военного возвращения (подразумевая, что граждане вряд ли выскажутся «за»). Официально ответили сдержанней, заявив, что референдум — «внутреннее дело Украины, и от Киева мы бы ждали конкретных шагов» (заявление сделано пресс-секретарем лидера РФ Дмитрием Песковым).
«Но президент все-таки готов к переговорам. Это, во-первых, диалог с РФ, и я бы не исключал даже форматов, включающих представителей ЛДНР, — считает политолог Руслан Бортник. — Политиков, готовых отдавать хотя бы метр украинской земли, в публичной сфере, действительно, нет. Я считаю возможной модель реализации Минских соглашений, при которой в Донецке может быть расширено местное самоуправление в обмен на возвращение украинского суверенитета над этой территорией. Условие — обмен военнопленными в формате «всех на всех» — его начало и будет маркером того, что Киев движется в направлении мирного процесса».
По мнению некоторых собеседников «Вестей», как раз на расширение местного самоуправления (т. н. «федерализацию») Зеленский пойдет относительно легко, ведь это условие изначально прописано в Минских соглашениях, скрепленных подписью его предшественника. «Скажет: «А что я? Я только Минск выполняю, равно как и президент Порошенко, который никогда и нигде не критиковал собственноручно подписанные соглашения», — намекает политолог Алексей Якубин.