Верховная Рада, по меньшей мере, её «пропорошенковкая» часть, страдает острой шизофренией. Именно такое впечатление возникает после внезапных перепадов настроения и раздвоения создания народных депутатов. Еще во вторник они дружно согласились на досрочные выборы по новой системе, а уже в среду устроили демарш, провалили голосования по закону о выборах, и заявили о незаконности роспуска парламента, пишет From-ua.com.
Украинцы, наблюдая за этим «дурдомом», пытались понять, кого же стоит вызвать в Раду: матроса Железняка или санитаров со смирительными рубашками? Уровень доверия к украинскому парламенту, и без того составлявший всего 4%, упал еще ниже. Как на это отреагирует новый президент, пока неясно. Похоже, Зеленский просто прекратит диалог с невменяемой и недоговороспособной Радой, однако будет вынужден проводить досрочные выборы по нынешней смешанной системе. 24 мая стартует избирательная компания, а 24 июля украинцы должны получить новый парламент. Но каким он будет?
Проблемы открытых списков
А вот сам Зеленский отказался от своей идеи введения системы открытых партийных списков, которую он предлагал в своих предвыборных речах. Уже во время общения с руководством Рады и фракций во вторник 21 августа, он отказался от этой затеи и подал законопроект о выборах по 100% партийной системе, но по нынешним закрытым спискам. И теперь многие ставят ему это в упрек: мол, президент сразу же нарушает свои обещания! Впрочем, «многие» — это в основном его противники из 24%.
Но у открытых списков есть две особенности, которые мешают введению такой системы. Во-первых, чисто техническая. В выборах 2014 года принимали участие 29 партий, в нынешних, ориентировочно, их будет до 40. Открытый список подразумевает выдачу избирателю бюллетеней со списком кандидатов от каждой партии, чтобы он уже выбирал, кого конкретно из них он хочет видеть в Раде. То есть, каждый избиратель получил бы в руки 40 длинных бумажных полотенец, которыми бы он полчаса сидел в кабинке! Понятно, что в таком случае выборы растянулись бы на неделю, а избирательные участки были бы завалены бюллетенями.
Кстати, когда такую систему в 2014 году ввели в Польше, во время местных выборов, то это закончилось избирательной катастрофой. Немало поляков, запутавшись в бюллетенях, просто испортили их: таковых в разных округах оказалось от 18% до 40%! А оппозиция захватывали избиркомы и возмущенно орала про фальсификации. Представляете, что было бы в Украине?
Технически эту проблему можно было бы решить, если бы избиратель брал бюллетень только одной партии, за которую он и собирается голосовать. Но тогда нарушится тайна волеизлияния. В общем, в нынешней спешке досрочных выборов выработать оптимальную процедуру голосования по открытым спискам не представляется возможным. Именно поэтому Зеленский решил от неё отказаться.
Во-вторых, если избиратели будут самостоятельно решать, кто из кандидатов в партийном списке более достоин, чем другие, то это лишит партийных лидеров их ключевой функции – распределения мест. А если точнее, то их продажи. Каждое место в списке имеет свою стоимость, и №6 на порядок дороже стоит №60. Если это местничество отменить, то стоимость номеров в первых двух-трех десятках резко упадет. И партийные лидеры останутся без новых «мерседесов», а партии – без достаточных избирательных фондов.
Так что, как видите, в данном случае отказ от ведения системы открытых списков стал обоснованным решением президента, которое отвечает интересам лидеров всех партий. И если кто-то из «Народного Фронта» или партии Ляшко теперь упрекают этим Зеленского, то они откровенно лицемерят.
Партийный вагон: успей вскочить!
Актуальность скорейших досрочных выборов для Владимира Зеленского очевидна: последние социологические опросы пророчат его партии «Слуга народа» 43,8% голосов избирателей, собирающихся придти на участки. Это означает, что у президентской партии есть очень хорошие шансы добрать еще немного за счет мажоритарщиков, и самостоятельно сформировать большинство в 226+ голосов.
Такое однопартийное большинство позволило бы работать без помощи союзников. Следовательно, команде Зеленского не нужно было бы делиться с кем-то местами в руководстве Рады, креслами в комитетах и портфелями в правительстве. Как минимум, можно было бы спокойно принимать необходимые законы – время от времени отрывая от трибуны блокирующих её оппозиционеров. Более того, заключая временные ситуативные союзы с теми или иными фракциями, можно было бы вносить изменения в Конституцию.
Кстати о будущих фракциях. Согласно опросам, это будут «Оппозиционная платформа – За жизнь» Бойко-Рабиновича-Медведчука (10,8% участвующих в выборах), БПП (8,8%), «Батькивщина» (7,3%), «Сила и Честь» Смешко и Кихтенко (5,1%). Возможно, к 5% барьеру доберется партия «Голос» Вакарчука, у которой уже 4,6%.
В то же время сохраняется огромный риск распада БПП, из которого может выйти и пойти на выборы самостоятельно «УДАР» братьев Кличко. Причем, в этом случае «УДАР», не отягощенный антирейтингом Порошенко, может получить шанс на улучшение своего результата. Стоит отметить, что из партий условно пророссийской оппозиции теперь лидирует «За жизнь», оставившая далеко позади «Оппозиционный блок» Ахметова-Вилкула (3,2%) и «Наших» Евгения Мураева (менее 1%).
А вот пан Ляшко в очередной раз сам себя «пошив у дурні»! Его фракция полностью провалила голосование за новый закон о выборах, которым, помимо прочего, снижался бы до 3% проходной барьер. Теперь со своим рейтингом в 3,3% Ляшко уже не преодолеет ныне действующий пятипроцентный барьер. И всё из-за его нежелания жертвовать мажоритаркой! Ну что ж, теперь посмотрим, поможет ли она ему!
Теперь обратим внимание на образовавшийся чудовищный политический дисбаланс. С одной стороны мы имеем партию «Слуга народа» с рейтингом почти 44%, зиждущуюся исключительно на популярности Зеленского – но в списки которой пока что просто некого включать. Нет, конечно, в Украине найдется несколько тысяч богатых людей, готовых купить там себе проходное место. Но если такой партийный список отпечатают на бюллетене, то есть риск, что рейтинг «Слуги народа» резко полетит вниз. Сейчас это главная проблема Зеленского – ему нельзя приближать к себе и включать в список своей партии кого попало.
Тем не менее, в СМИ уже появилась информация о том, что в «Слугу народа» навострили лыжи многие «бывшие», в том числе беженцы из затонувшего «Народного Фронта». Речь идет о группе Авакова в составе народных депутатов Антона Геращенко, Евгения Дейдея, Александра Кирша и Сергея Фаермарка. Похоже на слухи, учитывая насколько одиозные репутации заработали себе Геращенко и Дейдей, да и Кирш с Фаермарком были участниками многих коррупционных скандалов. И всё же, на нынешних выборах Аваков здорово помог Зеленскому, так что «имеет право» потребовать от него несколько мест в его партии.
А вот с другой стороны – огромное количество «политических бомжей» с громкими именами и тугими кошельками, которые не знают, к какой партии приткнуться. Нескорые из них начинают импровизировать: например, Кернес и Труханов собрались создать «партию мэров», к которой примкнут «самые авторитетные лидеры» (по словам Виталия Хомутынника) из партии «Наш Край» и депутатской группы «Возрождение». Среди них он назвал Антона Киссе, Сергея Шахова и… наверное дальше не стоит продолжать. Об этих «авторитетах» достаточно писали издания, специализирующие на криминальных и коррупционных скандалах.
Мажоритарка: чужие здесь не ходят
И снова лишь 225 депутатов будут избраны по партийным спискам, остальные же придут в Раду с мажоритарных одномандатных округов – старейшей избирательной системы Украины, доставшейся нам в наследство от СССР. Постоянно критикуемая и ругаемая, она реально работала только в 90-х.
Тогда всё зависело от красноречия и личного имиджа кандидата, народ голосовал за личность или идею, а админресурс был ограниченным. Потому почти одинаковые шансы имели все: небогатый старый диссидент, молодой активист, энергичный бизнесмен, местный начальник. Тогда мажоритарная система дала путевку в большую политику многим людям, которые сегодня не смогли бы рассчитывать на победу даже на выборах в горсовет. Но уже в «нулевых» всё изменилось, а теперь стало совсем плохо.
То, что голоса избирателей на мажоритарных округах покупают за продуктовые наборы или 200 гривен «социальной помощи», это только половина проблемы. В конце концов, людей ведь никто не заставляет голосовать именно за этих «благодетелей», можно взять пакет гречки у Иванчука, а проголосовать за Петренко. Но браня политиков за подкуп избирателей, мы не замечаем иного, намного более худшего – как они им продают и распределяют мажоритарные округа на уровне админресурса. Причем, админресурса не только «белого».
Успех выборов на мажоритарном округе в значительной степени зависит от поддержки местных властей, и это было понятно уже в эпоху Кучмы и Ющенко. Но по помимо этого «белого» админресурса существует еще «серый» и даже «черный». Особенно теперь, когда редкие выборы обходятся без «титушек» и «активистов». Может ли простой порядочный человек, решивший стать народным депутатам, противостоять толпам погромщиков в масках или защититься от откровенных бандитских «наездов»? А каково ему, когда против него открывает дело полиция или прокуратура, которые всегда найдут к чему придраться — был бы человек, а статья найдется!
Поэтому уже стало традицией, что выставляя свою кандидатуру на мажоритарном округе, проходной кандидат (на «клоунов» с рейтингом 1% никто не обращал внимания) вынужден либо договариваться с местным админресурсом (всех трех оттенков), либо искать защиту от него. Это отсевает людей без нужных сумм денег и необходимых связей, без «крыши», без партийной стены за спиной – закрывая доступ в политику молодых кадров, не связанных с миром большой коррупции.
При Януковиче и Порошенко эту порочную систему довели до «совершенства», централизовав распределение мажоритарных округов в тех регионах, где киевская власть имела соответствующие рычаги давления на власть местную. Это позволяло либо направлять туда на выборы кандидатов из своей партии, либо продавать эти округа союзникам. «Назначенный» таким образом фаворит получал на округе полную поддержку местной власти и местных «теневых структур» (и криминальных тоже) – ну а дальше уже зависело от количества розданной избирателям гречки. Так в Раду избирались абсолютные посредственности или, что еще хуже, полные мерзавцы.
Отказ от этой порочной практики на уровне Киева ничего не изменит – округами будут торговать местные власти или местные «бароны». Поэтому в настоящее время единственным действенным способом был отказ от мажоритарной системы. Увы, нынешняя Рада, наполовину состоящая из мажоритарщиков, многие из которых уже купили себе округа на выборы 2019 года, отказалась это сделать.
Может ли как-то покачнуть эту систему нынешняя «зеленая революция»? Отнюдь! Владимир Зеленский не вездесущ, а чисто его активных сторонников пока что очень мало даже для того, чтобы заявить о себе в Киеве. И уж понятно, что на местах не только совершенно ничего не изменится, но там даже просто некому и пытаться что-то изменить. Кстати, нечто подобное вот уже много лет наблюдается в России: все россияне надеются, что Путин обратит внимание на проблемы их города или района, но сами при этом сидят тихо и просто ждут. Украинские фанаты Зеленского ведут себя точно так же.
Но пока они будут ждать, опыт негодяи будут действовать – и использовать популярность Зеленского в своих целях. Можно не сомневаться, что под знаменами «Слуги народа» на мажоритарных округах будут выступать как одиозные коррупционеры, так и начинающие проходимцы. Почему нет? Структуры партии только создаются, её ячейки есть не во всех городах, но даже там где они есть, появятся их самозваные клоны. В этом хаосе всегда выигрывают те, кто хорошо умеет ловить рыбку в мутной воде.