Что стоит за отменой военного парада на День Независимости? Помимо официальной версии об экономии военного бюджета, есть и неофициальное мнение: это мера предосторожности, дабы Владимир Зеленский не стал украинским Анваром Садатом. Ведь сценарий ликвидации «президента-предателя» руками «ветеранов-патриотов» мог бы спасти некоторых «бывших» от уголовных расследований и тюремного срока! Но отменив парад, Зеленский лишь еще больше настроил против себя националистов и радикалов, отношения с которыми у него задались сразу, еще во время выборов. И они уже открыто угрожают ему свержением и расправой.
Насколько эти угрозы серьезны и чем президент на них ответит? Как и у его «папередника», у Зеленского есть три варианта – и его избиратели внимательно ожидают, какой же именно он выберет. Ведь от этого будет зависеть будущее всей страны! Вот только в данном случае с ответом лучше не торопиться…
Люди в масках, в разных касках
Украинских национал-радикалов очень мало, всего несколько десятков тысяч. Немного у них и сторонников: на последних выборах радикалы и националисты шли по объединенному списку ВО «Свобода», но набрали всего 2%, уступив даже Партии Шария. Однако они является гиперактивным меньшинством, диктующим свою волю не только пассивному большинству мирных обывателей, но и слабой власти.
Конечно, это не значит, что все их так сразу и слушаются, иначе бы радикалы уже давно единолично правили Украиной. Но их влияние на украинское общество и политику достаточно велико. Причем, это влияние осуществляется не убеждением словом, а лишь убеждением силой, то есть угрозами. Угрозами расправ с инакомыслящими украинцами. Угрозами устроить потасовку в суде или возле отделения полиции. Угрозами устроить новый Майдан или даже совершить военный переворот.
Радикалы знают, кому и чем угрожать – и также они знают, кому угрожать не стоит. Они никогда даже не повысят тон на того, кто может дать им быстрый и адекватный ответ: спецслужбы, олигархи, криминальные авторитеты. Более того, многие радикалы именно под ними и ходят, являясь их ручными «титушками», используемыми для грязной работы. Как раз они, а не «дикие» радикалы, представляют наибольшую угрозу – в том числе для самой высокой власти, потому что именно они могут стать исполнителями заговора. Тем не менее, подавляющее большинство радикалов считают себя независимой силой, и лишь их вожди и лидеры знают, чьи приказы и заказы исполняют.
Радикалы почувствовали себя мощной политической силой еще во время Евромайдана, который им удалось быстро трансформировать из либерального протеста в «национальную революцию». В 2014 году их ряды выросли в разы, в том числе за счет антисоциальных и криминальных элементов, подавшихся в «патриоты». Нередко и криминал маскировался под национал-радикалов, меняя свою «АУЕ» и блатной жаргон на идеи украинского национализма и «белого расизма». Например, шевроны «Правого сектора» надели на себя члены краматорской банды «17-й участок». А костяк печально известного батальона «Шахтерск-Торнадо» был сформирован из ОПГ Тореза, контролировавшего местные «копанки» (так она решила переметнуться к новой власти). В то же время, сформировавшись в какие-то стихийные батальоны, некоторые радикалы занялись тогда рэкетом и контрабандой, то есть сами стали криминалитетом. Как видите, всё перемешалось.
Радикалы не являются однородной средой. Среди них есть идейные «романтики» (если можно так назвать людей, мечтающих об уничтожении инакомыслящих) и те, кто лишь прикрывает этими идеями свои корыстные интересы. Есть «болтуны», воюющие только в блогах и ток-шоу, хотя именно они, зачастую, провоцируют и разжигают остальных. Есть опытные «бойцы» с профессиональной подготовкой, бывшие силовики или прошедшие «тюремные университеты» — они немногословны, но именно их стоит опасаться.
Но в основном это масса молодых и не очень людей, пытающихся посредством радикальных идей и экстремистских действий подавить свои комплексы и самоутвердиться. Не преуспевающих ни в риторике, ни в махании кулаками, ни в тактике боя стрелкового боя – так что даром НАТОвские инструкторы тратили с ними время на полигоне. Словом, обыкновенные посредственности, которые никак не могут с этим смириться. И, тем не менее, представляющих собою некоторую угрозу для общественной и национальной безопасности.
Организованные люди с радикальными взглядами и склонностью к экстремистским действиям (вплоть до насилия над согражданами) уже сами по себе опасны по умолчанию — поэтому во всех странах они находятся под наблюдением спецслужб. Но сейчас, в Украине, радикалы могут быть использованы как массовка для антиправительственного заговора.
Мальдивское подполье
Зеленский всего за пару месяцев нажил себе в Украине больше врагов, чем все «донецкие» за четыре года правления Януковича. Причина всё та же: у «бывших» отнимают их хлебные должности, сгоняют их с денежных потолков, угрожают им уголовными делами и тюремными сроками. Теперь на роль топ-сидельца претендует Петр Порошенко, ну а вторым снова может оказаться Юрий Луценко. Под угрозой бизнес целого ряда региональных олигархов: киевских, одесских, закарпатских, черновицких, херсонских и т.д. Тюремный срок грозит многим бывшим руководителям министерств, правоохранительных органов, таможни и налоговой.
Назовут ли потом это борьбой с коррупцией или переделом Украины – это зависит лишь от того, кто в конечном итоге возьмет верх. Тут Зеленскому необходимо понимать, что если он начнет то, что обещает, то ему придется довести дело до логического завершения. Иначе «недопосаженные» олигархи из «мальдивского подполья» устроят реванш при первом удобном случае и сделают из него второго Януковича.
Таких случаев будет много, и первый из них возник уже прямо сейчас. Политические противники Зеленского и «Слуги народа» подняли волну недовольства самими результатами выборов: интернет пестрит их истерическими выкриками про «73% хохлов», «политическую смерть нации» и «сдачу Украины Путину». Причем, дуэтом выступают именно «порохоботы» и радикалы. Тот, кто заказал этот спектакль, понимает, что времени у него мало, до формирования нового правительства, после чего шанс нанести упреждающий удар будет утерян. Но каким он может быть?
Классический вариант «возмущенных военных-патриотов» известен еще со времен свержения государя Петра Федоровича: именно так объясняли потом измену дворян, убивших своего императора. Среди причин покушений и переворотов XX-XXI «выступление патриотических офицеров» стоит на первом месте – так что к данной угрозе следует относиться серьезно. Ведь «порохоботы» еще во время президентских выборов начали активно настраивать против Зеленского не только национал-радикалов, но и ту часть армии, которая поддерживает «войну до победного конца».
Их стараниями выступающий за мир Зеленский превращался в «предателя», в «кремлевского ставленника», который «капитулировал перед Путиным» и самым «осквернял память героев Украины». Заметьте, что хотя президентские и парламентские выборы остались позади, эти вопли не стихли. Нагнетание ситуации продолжается – для чего-то, с какой-то целью. Причем, отметим, что все акценты делаются именно на тезисе «Зеленский – предатель», а не на «политических репрессиях» (что было бы более логично для боящихся арестов коррупционеров), то есть эта лапша предназначается для определенных ушей.
Среди поверивших в эту пропаганду военных и радикалов (или радикалов, служащих в ВСУ) нетрудно найти несколько идиотов, готовых «спасти Украину». Тут очень важен один нюанс: таких идиотов легко можно представить заговорщиками-одиночками, действовавших из собственных побуждений, а не в качестве исполнителей заговора высокопоставленных особ. И такая «отмазка» может прокатить не только для украинского правосудия, но и для западных «друзей Украины», которые вряд ли бы одобрили такие методы. Мол, радикально настроенные украинские военные, возмущенные политикой новой власти, не сдержались… Собственно говоря, вот почему могли отменить военный парад на День Независимости – по меньшей мере, об этом ходят упорные слухи.
Путч по-украински
Если предположить, что отмена военного парада устранила вероятность политического покушения, то для Зеленского это оказалось «из огня да в полымя», потому что данное решение создало новую проблему. Теперь «порохоботы» и радикалы призывают ветеранов ВСУ принять участие в стихийном, неофициальном «Марше защитников Украины». На него, в первую очередь, приглашают сторонников прежней власти, сторонников «войны до победного конца», а также бойцов «нацбатов» («Айдар», «Азов» и др.) и неофициальных формирований радикалов (ДУК «Правый сектор», стихийные батальоны националистов). Уже начались разговоры о формировании украинского фрайкора!
С огромной вероятностью это будет просто марш по Хрещатику, хотя тогда смысла в нем будет немного – ну покажут они Зеленскому, что их много и они в вышиванках, ну и что? Впрочем, в качестве первого пассивного выступления против новой власти такая акция пройдет, и это вполне законно и ничуть не угрожающе. Как говорится, маршируйте себе на здоровье!
Опасение вызывает иное: не трансформируется ли этот марш в какие-то экстремистские действия или даже попытку устроить третий Майдан, а то и путч? Ведь не будем забывать еще и о том, что у некоторых из «ветеранов-радикалов» имеются внушительные арсенал, вывезенные ими из зоны АТО именно с целью накопления оружия для «будущих революций». Конечно, с оружием на «Марш защитников» они не заявятся, да их и не пустят, но долго ли, если что, подвести автоматы и гранатометы? Стоит учитывать все возможные варианты, в том числе опыт тех бывших постсоветских стран, где подобное уже случалось.
Вот только путч – это не покушение, и на самодеятельность дюжины идиотов его уже не спишешь. Даже в случае успеха его организаторам пришлось бы объясняться. Не перед украинским народом, нет: на него эти политики плевали в феврале 2014-го, когда свергали пусть и хренового, но избранного президента, плевали потом, когда устроили «декоммунизацию», «украинизацию» и грабительские горе-реформы, и они готовы наплевать на него еще много раз. Однако, при всем желании, они не могут наплевать на Запад – а только он способен легализовать незаконную смену власти в Украине.
Если в 2014-м Запад дружно благословил свержение Януковича, то сейчас США и Европа поддерживают Зеленского, а потому «не поймут» устроенный против него заговор. То есть без одобрения Запада олигархи не решаться свергнут Зеленского, а без команды олигархов против власти не выступят радикалы. И сейчас это является самой главной опорой его власти – к великому сожалению, потому что если украинская власть настолько зависит от настроения Запада, то какая же это независимость?
Работа для радикалов
Но исключая варианты путча и третьего Майдана, нельзя исключать другие варианты использования национал-радикалов. А их достаточно много: от больших акций в центре Киева для «устрашения» власти, до блокирования работы правоохранительных и судебных органов на местах. Радикализация протестов – метод старый, он использовался еще во время акции «Украина без Кучмы», он же поджег изначально мирный Евромайдан, он широко использовался в эпоху Порошенко. И теперь будет использоваться при Зеленском – в том числе против Зеленского. Заказов ожидается очень много и, похоже, в ближайшие несколько лет это станет основной работой «С14», «Правого сектора» и прочих радикалов.
Эти радикальные протесты будут направлены, в первую очередь, против основы политики Зеленского: установления мира и наказания коррупционеров. Толпы в камуфляжах, с традиционно закрытыми масками лицами, будут гневно требовать продолжить войну до победного конца и отпустить из СИЗО «героев Украины». Требовать довольно убедительно, так что игнорировать их будет непросто – а именно для этого радикалов и привлекут.
Поэтому Зеленскому в любом случае придется заняться проблемой радикалов. Как именно он поступит, можно только гадать. Возможно, будет заигрывать с ними, делать им уступки – и тогда они распоясаются еще больше. Возможно, попробует тихо прижать их через спецслужбы – но для этого ему потребуется очистить СБУ и МВД от кадров прежней власти. А может быть даже решиться разогнать, наконец, этих буйных пассионариев, принудив их нести ответственность за нарушение законов государства и прав граждан.
Тут Зеленский находится в проигрышном положении по сравнению со своим предшественником. Порошенковская политика бесконечной «борьбы с агрессором» позволяла ему использовать любые методы. И прежний президент смог привлечь на свою сторону радикалов с их агрессивной нетерпимостью к инакомыслящим – которая благословлялась старой властью как борьба с внутренними врагами.
А вот бороться за мир и единение такими методами нельзя. Трудно себе представить себе «радикальных миротворцев», нападающих с кулаками (битами и ножами) на прохожих с рычанием «ты что, сука, прекращения войны не хочешь?». Хотя, радикалы это такие люди, что даже слово Христово они несут посредством угроз и принуждения. И поневоле задаешься мыслью: а что, если многие из них «переобуются» в неистовых сторонников Зеленского? Как это уже практически сделал «Национальный корпус»…