Верховный суд Австрии стал на сторону американских следователей по делу об экстрадиции украинского олигарха Дмитрия Фирташа, передает АНТИКОР. В чем обвиняют бизнесмена и что ему грозит после возможного «переезда» в США?
«Есть такое понятие, особенно в иностранных юрисдикциях, как неотвратимость наказания. Это серьезная вещь», — говорил в одном из своих последних интервью Игорь Коломойский, против которого ФБР ведет расследование в отношении возможных финансовых преступлений.
Спорить с точностью этого высказывания трудно, особенно после последних событий в Вене, отмечает Экономическая правда. Но пока речь не идет о Коломойском, а о его «коллеге по цеху» олигархе Дмитрии Фирташе, который наконец «дождался» решения об экстрадиции в США по обвинению в отмывании денег и подкупе индийских чиновников.
Принятое Верховным судом Австрии решение еще на шаг приблизило Фирташа к экстрадиции в Штаты. Последний шанс олигарха — министр юстиции Австрии, который должен поставить точку в этом деле.
Вынужденно находясь в эмиграции, Фирташ не оставлял попыток убедить австрийское и американское правосудие в безосновательности обвинений и политической окраске дела. Пока счет не в его пользу.
Суды судами, но бизнес-дела никто не отменял. Параллельно с судебными баталиями в иностранных юрисдикциях олигарх почти пять лет вел настоящую войну с представителями новой украинской власти.
За это время он существенно утратил влияние на политику, а вместе с этим и контроль над стратегически важными госпредприятиями и частью собственных активов. Конечно, это не могло не сказаться на его средствах.
Как Фирташ последние годы боролся за свое возвращение в Украину, что все это время происходило с его активами в Украине и на какое будущее может рассчитывать олигарх, в материале ЭП.
Судебная сага длиной в 5 лет
Читайте также: За облгазы Фирташа в Украине развернется серьезная борьба — СМИ
В марте 2014 года украинского олигарха арестовали в Вене по запросу американских следователей, но уже через неделю освободили под рекордный в истории Австрии залог в 125 млн евро с условием, что он не будет выезжать из страны. Всю сумму внес близкий к Кремлю бизнесмен Василий Анисимов.
Штаты выдвинули Фирташу обвинения в рэкетирской деятельности и отмывании средств. Материалы уголовного дела свидетельствуют о подкупе индийских чиновников.
Согласно документу, компания Фирташа получила лицензию на разработку титановых месторождений вне конкурса благодаря взятке в 18,5 млн долларов. Добытую в Индии продукцию планировали сбывать компании «Боинг» в Чикаго.
Афера якобы обеспечивала ежегодную прибыль в 500 млн долларов. В США олигарху грозит до 50 лет тюрьмы и конфискация всех активов.
Фирташ с самого начала отрицал все обвинения и назвал их политически мотивированными, направленными на ограничение его влияния на процессы в Украине. Но решить его дальнейшую судьбу могли только судебные решения. И первое было в пользу олигарха.
30 апреля 2015 года Земельный суд Вены отклонил запрос Минюста США об экстрадиции Фирташа, указав на политические мотивы запроса о выдаче. В сентябре того же года прокуратура Вены подала апелляцию на это решение, которое Высший земельный суд Вены удовлетворил 21 февраля 2017 года, приблизив экстрадицию украинца в США.
Выходя из зала суда Фирташ лаконично прокомментировал решение суда: «Ничего, будем бороться. Один-один», — сказал он.
Сразу после заседания Фирташ был снова задержан. На этот раз из-за запроса на экстрадицию от другой страны — Испании. Необходимость рассмотрения этого дела еще больше оттягивала окончательное решение об экстрадиции.
Уже через два дня Земельный суд отпустил бизнесмена под обязательство регулярно являться в суд и не покидать территорию Австрии. После освобождения из изолятора Фирташ снова подчеркнул, что не виновен, а запросы США и Испании назвал частью кампании по его политическому преследованию. В конце 2017 года венские суды отклонили запрос правоохранителей Испании на экстрадицию Фирташа.
Теперь рассмотрение дела в Верховном суде откладывалось до вынесения иного решения. Суд ЕС рассматривал необходимость обязательного применения Хартии основных прав ЕС в рамках представленной Фирташем апелляции в Австрии.
В конце октября 2018 года и это препятствие было снято: Суд ЕС открыл возможность для дальнейшего рассмотрения апелляции Фирташа Верховным судом Австрии.
Параллельно адвокат Фирташа в мае 2017 года направил ходатайство судье Ребекке Паллмайер о закрытии дела, возбужденного Министерством юстиции США. Он утверждал, что в обвинительном заключении отсутствует любой совершенный им незаконный акт, который имел место в США или коснулся бы Штатов.
Защитник также указывал, что Фирташ никогда не обращался за американской визой и не въезжал в США, а единственная связь с Чикаго — мобильный телефон, который зарегистрирован в городе и фигурирует в деле.
По мнению адвоката, привязка Boeing к возможному «титановому проекту» Фирташа в Индии, на которой американские прокуроры строят свои обвинения, также некорректна.
22 июня и это ходатайство было отклонено. Адвокаты Фирташа свою позицию не изменили: принятие такого решения за три дня до заседания Верховного суда об экстрадиции они снова назвали политическим. Теперь все зависело от решения Верховного суда.
В шаге от экстрадиции
Верховный суд Австрии во вторник, 24 июня, отклонил жалобу Фирташа на принятое в феврале 2017 года решение апелляционного суда о его экстрадиции в США.
Он указал, что Верховный суд не решает вопрос наличия или отсутствия вины, а рассматривает соблюдение законодательства при принятии решения апелляционным судом и решения вопроса о возможности экстрадиции.
Несмотря на наличие некоторых замечаний к рассмотрению дела в апелляционном суде, в целом Верховный суд оставил его в силе, отклонив также и некоторые претензии прокуратуры, которые не влияют на окончательное решение.
Ни Фирташ, ни его адвокат решение суда не комментировали и покинули здание. На вопрос журналистов решили не отвечать.
Теперь олигарха от экстрадиции отделяет лишь подпись министра юстиции Австрии, который должен утвердить решение. Когда это может произойти — пока неизвестно.
При этом 7 июня СМИ опубликовали письмо адвоката Фирташа Дэна Уэбба федеральному судье в Чикаго, в котором последний просил снять обвинения с олигарха.
Среди прочего он отмечал, что если на заседании 25 июня Верховный суд Австрии примет решение не в пользу украинца, он может быть экстрадирован в США уже в начале июля.
«Адвокат Фирташа Дэн Уэбб сказал — австрийские юристы его клиента считают, что если суд примет решение об экстрадиции, олигарха могут выдать США через 7-10 дней после заседания», — отмечалось в сообщении.
ЭП обратилась за комментарием в пресс-службу Group DF относительно дальнейших действий защиты Фирташа, однако ответа не получила.
Потери и достижения олигарха в «эмиграции»
Вынужденное отсутствие Фирташа в Украине в последние 5 лет не могло не сказаться на его влиянии на политические и бизнес процессы группы.
Если еще в 2013 году в списке самых богатых украинцев олигарх, по данным журнала «Фокус», занимал 3 место с 3,3 млрд долларов, то уже в начале прошлого года он опустился на 10 место.Теперь его бизнес-империя оценивалась в «скромные» для украинских богачей 640 млн долларов.
За последние годы олигарх потерял влияние на государственные предприятия и контроль над частью своих активов. Понятно, что это не могло не сказаться на достатке бизнесмена. Основные проблемы олигарха можно определить семью условными пунктами.
Фирташ без банка. 5 июня 2015 года Нацбанк заявил о ликвидации «Надра банка», который до этого находился под временной администрацией. Это решение означало для Фирташа потерю огромных денег, которые он заводил в «Надра» для поддержания учреждения на плаву.
Таким образом, одна из крупнейших финансово-промышленных групп Украины Group DF осталась без крупного финучреждения. С тех пор она стала просто промышленной.
Разрыв титанового цикла. Основные «титановые» проблемы Фирташа были связаны с тем, что до аннексии Крыма Россией «Крымский титан» получал сырье — ильменит — с двух ГОКов, которые олигарх арендовал у украинского государства.
В сентябре 2014 года Кабинет министров вернул в госсобственность Иршанский горно-обогатительный комбинат и Вольногорский горно-металлургический комбинаты, после чего у завода начались проблемы с сырьем.
Из-за крымских активов недавно было арестовано имущество украинского олигарха на десятки миллионов долларов. Поводом для этого стал иск российского банка «ВТБ».
«Потеря» Одесского припортового. Во времена Виктора Януковича завод преимущественно работал на Фирташа. После смены власти государственное предприятие уже удовлетворяло интересы других бизнес-групп, приближенных к представителям новой властной верхушки.
Планы олигарха по приватизации химического гиганта по понятным причинам в последние годы закончились ничем. В дополнение он получил дополнительную головную боль с возвращением средств, которые в прежние времена закачивались на завод с целью его дальнейшего банкротства. Сейчас долг ОПЗ перед Фирташем оценивается в более 250 млн долларов.
Конец эпохи дешевого газа. Еще один момент — после аннексии Крыма и начала войны на Донбассе Украина полностью прекратила сотрудничество с российским «Газпромом», который до этого был источником дешевого газа для бизнеса Фирташа по производству удобрений.
Это совпало со снижением цен на удобрения на мировом рынке, что привело к длительной остановки заводов Фирташа. Все это время предприятия олигарха генерировали убытки.
Война с»Нафтогазом». После революции и смены лояльного Фирташу менеджмента в «Нафтогазе» обострилась война и на газовом рынке. Между госкомпанией и «РГК» Фирташа началась открытая борьба за контроль над распределением газа и доступ к конечным потребителям.
Руководитель «Нафтогаза» Андрей Коболев не скрывает своего желания вытеснить РГК с рынка и ликвидировать его монополию. Это противостояние продолжается до сих пор.
Битва за WOG. В конце прошлого года в распоряжении ЭП оказались документы, которые подтвердили, что Фирташ еще с сентября 2011 года начал системно вливать средства в WOG.
Они были выделены на конкретные инвестиционные проекты: строительство или покупку АЗС. В желании стать акционером топливного бизнеса группы «Континиум» Фирташ вложил в компанию около 450 млн долларов, но акции так и не получил. Безуспешные попытки взыскать огромный долг продолжаются до сих пор.
Иск на 5 млрд евро. В дополнение к этому зимой текущего года олигарх получил негативный сигнал от экс-жены и пасынка, которые заявили, что готовят против него иск на 5 млрд евро.
В частности, речь шла об отмывании средств, вымогательстве и мошенничестве. Фирташа и его «близкого товарища, который занимает высокую политическую должность в Украине», обвинили в том, что они незаконным образом якобы забирали деньги из основной компании и размещали их в оффшорных компаниях в начале 2000-х годов.
Впрочем, в апреле прошлого года появилась информация, которая может свидетельствовать о том, что даже в эмиграции дела олигарха шли не так уж и плохо. Так, американский сенатор Роджер Уикер заявил, что Фирташ заработал «сотни миллионов незаконных доходов» на газовых соглашениях, ожидая экстрадицию в США.
Уикер отметил, что несмотря на арест, Фирташ продолжает заниматься коррупцией в Украине. По его подсчетам, олигарх мог заработать на этом после своего ареста около 1,5 млрд долларов.
В то же время пресс-секретарь и адвокаты Фирташа, Ленни Дэвис и Дэн Уэбб все отрицали. Они заявили, что обвинения Уикера были «категорически и однозначно ложными». «Нет никаких фактов, чтобы подтвердить их. Похоже, что сенатор Уикер основывался на дезинформации”, — подытожил Дэвис.
Николай Топалов, опубликовано в издании Экономическая правда