Сегодня, 1 марта, президент Беларуси Александр Лукашенко давал большую пресс-конференцию. На ней много вопросов было посвящено Союзному государству с Россией. В конце года Москва предложила Минску вернуться на путь более тесной интеграции: ввести единую валюту, создать общие структуры управления экономикой. Почему так произошло, рассказывает «Страна» .
В России хотят большего влияния на республику, которая пользуется массой экономических преференций за статус военного союзника. Однако, если в Минске поменяется элита, то этот союз быстро развалится.
Создание общих структур власти позволило бы снять вероятность украинского сценария — когда при смене политических элит в Беларуси западный фланг РФ оказался бы под угрозой.
Первый намек Беларуси сделали, когда отменили экспортную пошлину на нефть — чем сделали топливо дороже для Минска, привыкшего к льготной цене. После этого между Путины и Лукашенко прошло несколько раундов переговоров. На которых белорусский лидер дал понять, что за более тесную интеграцию. Но не сразу и на определенных условиях.
А сегодня Лукашенко сделал еще несколько заявлений о перспективах объединения. Приводим главные из них.
«Зачем нам талер?»
Белорусский президент считает возможным создание в Союзном государстве единой валюты. Но она должна представлять собой не российский, а «общий рубль».
«Сегодня нам предлагают валюту. Он (Владимир Путин — ред.) мне риторически говорит — конечно же, это будет рубль. Я говорю — конечно, рубль. И у вас рубль, и у нас рубль. Зачем нам талер? Вопрос не в этом. Это будет не российский или белорусский рубль, это будет наш общий рубль, если он будет», — заявил Лукашенко.
По его словам, ключевым вопросом при обсуждении возможности введения единой валюты в Союзном государстве является проблема эмиссионного центра.
«И главное — эмиссионный центр. Путин мне говорит: ну что, в Минске будет? Я говорю — нет, в Смоленске. Так отреагировал. Пусть будет в Питере, родина президента России, мой любимый город — Ленинград, Петербург ныне. Пусть там будет», — передал Лукашенко свой диалог с российским президентом.
«Давайте включим Россию в состав Беларуси»
Президент Беларуси рассказал, что «никаких замашек со стороны по крайней мере президента России, что надо Беларусь надо включить в состав России, ни разу не видел».
При этом он дал понять, что такие разговоры в России ведутся.
«Начинают разговаривать о включении страны, туда-сюда, я говорю: «Слушайте, вот нормальный вариант: давайте в состав Беларуси включим Россию». Ну, а чего? А вы думаете, что, если бы мы серьезно поставили этот вопрос, россияне были бы против? Нет. А чего им бояться? Медведь огромный, куда не включи, если что-то не так, выйдут в любой момент. Из такого Союза Советского вышли, так чего тут бояться».
«Когда такое слышу — не хочется никаких союзов»
Лукашенко также прокомментировал разговоры о том, что российский рынок кормит белорусскую экономику.
По его мнению, все наоборот — это РБ поставляет в Россию продукты наилучшего качества — «даже в ущерб себе». А за всеми ограничениями по поставкам продовольствия в Россию из Беларуси стоят интересы российских «сельскохозяйственных баронов».
«Мы у вас никогда не были нахлебниками и не будем. Когда народ это слышит, и особенно я (самолюбивый человек) — мне не хочется никаких союзов», — признался Лукашенко.
Он также посетовал, что Россия выдала кредит Беларуси на строительство АЭС под 4,8%, тогда как Вьетнаму или Армении — меньше 3%.
«Быть вместе, но жить в своей квартире»
Россия и Белоруссия остались вдвоем ответственными за славянский мир, славянскую цивилизацию, заявил Александр Лукашенко.
«Нам необходимо быть вместе», – отметил белорусский президент. Что характерно, не упоминая об Украине, еще недавней слагаемой этой формулы.
При этом он заявил, что белорусы хоть и хотят быть вместе с Россией, но желают «жить в своей квартире», и этим путем надо двигаться.
«Мы остались вдвоем… Мы с вами отвечаем за этот славянский мир, славянскую цивилизацию. Если это загубим, нашим детям будет тяжело», – сказал Лукашенко.
По его словам, перед Минском и Москвой стоит «святая» задача — сохранить отношения между странами. «Слава богу, в России начали волноваться, наконец-то озаботились Союзным государством. С чего бы это? Ведь уже десятилетия прошли с той поры, когда начали курс на единение», – заявил глава Беларуси.
«Мы уже поимели беду с Украиной»
Белорусский лидер рассказал, почему РФ раньше не педалировала тему Союзного государства — и почему начала это делать сейчас.
По его мнению, раньше, при Ельцине и «раннем» Путине, российское руководство не хотело реальной интеграции, потому что боялось популярности Лукашенко в России.
«Только ленивый в меня не бросал камни и палки. Дошло до того, что я уже думал, что меня где-нибудь застрелят, как минимум, где-нибудь собьют самолет. Меня обвинять начали в свержении чуть ли не конституционного строя в России. Типа того, что сейчас Лукашенко прибежит, Шапку Мономаха на себя наденет и там сядет. Было такое», – подчеркнул он.
Лукашенко отметил, что сейчас разговоры о Союзном государстве возобновились, потому что РФ не хочет повторения украинского сценария.
«А сейчас этим вопросом озаботилась верхотура ваша (отвечая на вопрос российского журналиста — ред.). Вдруг что изменилось? Чем это объясняют? Мы уже поимели беду с Украиной. И деньги там выделяли Януковичу, которые потеряли», – отметил он.
По мнению президента, теперь российское руководство боится помогать Беларуси и хочет получить гарантии, что не потеряет деньги.
«Я это абсолютно поддерживаю. Правильно, прежде чем поддерживать кого-то, надо знать, что будет завтра и какую политику этот ваш партнер будет проводить. Обратились к вопросу союзного государства. Я это приветствую, потому что я был одним из главных инициаторов союза с Россией. Все потихоньку отваливали отсюда, а я всегда говорил, что судьба наша такая, жить вместе. Даже если наш брат не очень, такой-сякой. Ну братьев же не выбирают. И у нас море недостатков», – рассказал он.
Лукашенко добавил, что если бы не сопротивление России, страны уже могли жить в формате конфедерации «или еще какого-то союза».
«98% проголосуют против»
Лукашенко недвусмысленно заявил, что большинство белорусов против слияния с Россией.
«Если сегодня вынести вопрос на референдум в Беларуси об объединении двух государств и, как многие в России говорят, о включении Беларуси в состав России, 98% проголосуют против», — сказал он.
По его словам, это не потому, что бщество настроено против России.
«Выросло новое поколение, и старое поняло, что мы можем жить и сотрудничать в совершенно другой форме, как родные, как близкие», — обозначил границы союза белорусский президент.
Что следует из слов Лукашенко
Заявления белорусского президента говорят о следующем.
Беларусь в теории согласна объединяться с Россией, но на практике сделает это лишь на условии паритета в общих органах власти и сохранения (а то и увеличения) своих экономических преференций.
То есть, речь о продлении особого статуса белорусской элиты — ее автономии от российских олигархов, которых Бацька не готов пускать в свою «квартиру».
На этом настаивает Лукашенко. А вот куда выведет кривая торга — вопрос открытый. Ведь зависимость белорусской экономики от российской очень высока. Да и Москва слишком зависит от геополитических обязательств Минска.
Что в итоге победит — деньги или геополитика — покажет время.
Полное видео пресс-конференции Лукашенко