Европейский комиссар Йоханнес Хан в начале мая встречался с новоизбранным президентом Владимиром Зеленским. А уже почти через неделю, в преддверии встречи глав МИД Евросоюза в Брюсселе, Еврокомиссар как бы напомнил, что главной задачей для нового президента в 2019–2020 годах станет выплата Украиной огромных госдолгов. Также Еврокомиссар заявил, что Украина должна решить проблему, связанную с истечением 1 января 2020 года срока контракта на транзит российского газа, пишут ВЕСТИ
Что следует из этого заявления? Европа защищает свои интересы и хочет вернуть, во-первых, вложенные в Украину средства, а во-вторых, решить вопрос по бесперебойной поставке российского газа в Европу. Как Владимиру Зеленскому решить эту задачу?
Европа понимает, что Украина не сможет без перекредитования самостоятельно в установленные сроки погасить задолженность, которая превышает почти третью часть годового бюджета страны. Кроме того, большая вероятность, что второй транш по программе Stand by в размере $1,3 млрд до проведения парламентских выборов Украина не получит. Ведь власть занята не поиском решений для выхода из долговой ямы, а всецело погружена в предстоящие парламентские гонки.
При этом совокупный государственный долг растет. По состоянию на 1 апреля он составил 2,1 трлн грн.
В этом году Украина должна отдать с процентами 478,22 млрд грн, хотя еще в начале года эта сумма была меньше — 417,5 млрд грн. Важно понимать, что именно сейчас сумма выплат в два раза больше, по сравнению со средними показателями платежей за предыдущие четыре года.
В следующем году ситуация не улучшится. Нам предстоит заплатить 321,32 млрд грн. Ведь страна привлекает все больше и больше заемных средств, а значит и отдавать придется больше.
Например, в бюджете на этот год на выплаты процентов по долгам заложено 145,2 млрд грн. По прогнозу Минфина, это составит 3,6% ВВП этого года. Для сравнения, на предоставление первичной медицинской помощи населению круглый год будет выделено всего 15,2 млрд грн.
Что можно сделать?
Сейчас в Украине хронический дефицит бюджета. То есть расходы превышают доходы. И единственный выход, который видит власть, это переодалживать и закрывать дыры, по которым наступает срок оплаты. Так, для финансирования расходов в январе–апреле государство заняло 158,5 млрд грн. Причем такие деньги выдаются под огромные проценты. В итоге долг все время растет, и на его погашение направляется меньше денег, чем страна вновь берет взаймы. Так что в январе–апреле Украина одолжила 158,5 млрд грн, а отдала 126,9 млрд грн.
В этом году наибольшие суммы выплат по долгам припадают на май и сентябрь. В этом месяце мы должны отдать $1,4 млрд, а в сентябре — $1,9 млрд. Проблем с выплатой в мае не будет, так как на валютных счетах Госказначейства по состоянию на 1 мая находилось в гривневом эквиваленте 53,8 млрд грн.
А для погашения долгов в сентябре Минфин может купить валюту в НБУ из резервов, но для этого нужно найти «излишки» гривни. То есть сократить финансирование некоторых статей бюджета или же включить печатный станок, что приведет к инфляции (проще говоря, к росту цен). Да и золотовалютные резервы Украины находятся на уровне чуть выше критического. Так, по состоянию на 1 мая они уменьшились, по сравнению с началом года, на 1,3% и составили $20,53 млрд.
Но есть еще один рецепт: можно увеличить доходы бюджета, сделать его профицитным и не занимать на пропитание, а начинать отдавать долги. А для этого должна расти экономика и украинская продукция с высокой добавленной стоимостью должна быть востребована на внешних рынках. То есть нужно уходить от экспортно-сырьевой модели экономики. Понятно, что украинская власть пока к такому сценарию не готова. Поэтому Украина будет продолжать занимать под высокие процентные ставки, для того чтобы отдавать долги на кабальных условиях.
А может, правительство подумает о реструктуризации долгов по приемлемой для Украины схеме?
Как быть с газом?
Вторая проблема Украины — это истечение срока контракта на транзит газа. Согласно условиям, российский газ транспортируется в Европу через территорию Украины по газотранспортной системе, которая была построена еще в советское время. Десятилетний контракт между «Нафтогазом» и российской компанией «Газпром» действует до 1 января следующего года. Еврокомиссар прямо намекает, что Украина должна договориться с Россией по транзиту газа. Его прекращение может привести к дефициту голубого топлива в Европе, а жители ЕС не должны остаться зимой без тепла.
Но не только в интересах Европы, но и в интересах Украины не тянуть время, а заключать контракт на выгодных для страны условиях, пока не достроены «Северный поток-2» и вторая нитка «Турецкого потока». Однако нынешнее руководство НАК «Нафтогаз» не спешит пересматривать договор. К тому же прекращение транзита повлечет потерю заработка Украины в размере около $3 млрд в год. Но дело не только в валютной выручке.
Очень вероятно, что страна не сможет обеспечить в полном объеме и потребности населения в газе (а это уже чревато холодными батареями). В таком случае Украина не воспользуется так называемой реверсной схемой поставок российского газа, которая работает сейчас. Ее суть заключается в том, что страна не использует голубое топливо из Европы и не несет затраты на его транспортировку, а на самом деле покупает российский газ, который доходит до западной границы и остается на нашей территории. Такой продукт лишь по документам превращается из российского в европейский — для того, чтобы власть могла заявлять, что «не сотрудничает с агрессором». Но страдают простые украинцы — в тарифе заложены дополнительные наценки европейским посредникам. Показательно: Украина закупает газ на рынке остатков, где цена на 15–20% выше.
После прекращения транзита газа через территорию страны Украина вынуждена будет покупать газ, как и уголь, по всему миру и по цене намного выше ныне действующей. А заплатят за все это граждане Украины.