Может ли сейчас Украина вернуть военным путём временно оккупированные Россией территории Донбасса? Нет! И не потому, что Украина не Хорватия, а наша армия не готова провести что-то наподобие «Молнии» или «Бури» (уверен, что готова)… А потому что мы имеем сотни километров «открытой» границы с подлым и довольно сильным врагом, который в случае реализации Киевом «хорватского сценария» может задействовать против нас всю свою военную мощь.
В этой ситуации Украине не остаётся ничего другого как продолжать двигаться в фарватере «Минских соглашений». А это значит, что на нынешнем этапе «украинским сценарием» может стать только «мирная реинтеграция» Донбасса.
Одной из главных проблем «мирной реинтеграции» безусловно есть организация и проведение будущих выборов на территории ОРДЛО. Лично для меня очевидным есть то, что это может произойти только после полного прекращения огня по всей линии фронта, вывода российских войск с нашей территории, разоружение и расформирование местных бандформирований, а также установления тотального контроля украинскими войсками (или как вариант – международными миротворческими силами) над украино-российской границей.
Очень бы хотелось, чтобы и наши западные партнеры мыслили приблизительно также и не пытались рассматривать вопрос выборов на Донбассе через призму «общепринятых правил”, которые работают на территории благополучных государств или стран, где происходит гражданский конфликт, а не оккупация как в нашем случае.
На этом фоне не менее важной является «реинтеграция людей» — они должны уже сегодня захотеть вернусь в Украину. Для этого нужно чтобы они уже сейчас видели, что на подконтрольной Киеву территории намного лучше условия для жизни и ведения бизнеса. Такова уж природа человека, что он меряет успешность государства в первую очередь своим кошельком. Именно поэтому успех реинтеграции зависит от инвестиций. И поэтому не зря Президент Украины Владимир Зеленский на недавнем инвестиционном форуме в Мариуполе сравнивал Украину с Apple и представил зарубежным инвесторам сотни проектов, подписал 12-ть меморандумов о сотрудничестве. И нужно сказать, что в этой сфере уже происходят важные изменения и есть ощутимые результаты. Согласно недавнему заявлению главы Государственной налоговой службы Украины Сергея Верланова, его ведомство значительно сократило (и будет сокращать далее) количество проверок бизнеса, отправило в далекое прошлое пресловутые «маски-шоу», демилитаризировав налоговую и при этом впервые с начала 2011 года перевыполнило свою часть поступлений в бюджет. Ну и конечно же архиважным есть доверие людей к органам власти, судам и правоохранительным органам.
Людям необходимо привить уверенность в завтрашнем дне при этом развеяв их страхи и опасения. Ведь не секрет, что значительное часть граждан Украины на подконтрольной территории боится того что в результате «реинтеграции» станет возможной амнистия боевиков, сохранения «серой» криминализированной зоны или принятия Донбасса на условиях России, благодаря чему РФ сможет контролировать Украину, что означает капитуляцию. В то же время люди на оккупированных территориях часто боятся агрессивной украинизации, того, что к ним будут применены репрессии, дискриминация. Президент В. Зеленский говорит, что ответом на этот страх является системная информационная политика государства и воспитание медиа-грамотности с помощью СМИ. При этом фундаментом национального единства является не только язык и история, но и ценности свободы, демократии и правового государства, уважение к закону и частной собственности.
Возникает справедливый вопрос: «а сможет ли сейчас Украина «мирно реинтегрировать» Донбасс?» Да! При условии, что Россия, как минимум, не будет этому препятствовать. А как максимум, совсем уйдет с Донбасса. Возможно ли это? Вопрос конечно риторический…