Олигархическое сообщество всеми силами противостоит изменениям, которые неизбежно произойдут в нашей стране.
Олигархи и их телеканалы против любых изменений в стране, поскольку за 28 лет на 20 семей они распределили всю страну.
Газ, земля, власть, полиция, военные и все ресурсы 27 лет были в их руках.
Новый президент Украины пошел против этой системы и нет ни единого СМИ, или телеканала, который поддержал бы президента в его благих намерениях.
Последняя новость рынок земли. Олигархи против. Но почему?
Стоимость аренды пая в Украине может составлять чуть больше 1 тыс. грн за га, а в Черниговской или Черкасской — более 3 тыс. грн за га.
Такую сумму за аренду одного гектара пайщикам платят раз в год. В нынешних реалиях суммы просто смехотворные, учитывая, какие прибыли получают с них крупные арендаторы.
Аренда государственных земель обходится латифундистам еще дешевле. Порою, за нее даже “забывают” платить, имея связи с действующей властью. Государство, в отличие от пайщика, не будет спешно искать другого арендатора, предлагающего более высокую ставку.
Крупным арендаторам не нужно покупать земли — арендовать участки за копейки намного выгоднее. Фермеры засевают участки культурами, которые выгодны им в краткосрочной перспективе, чтобы моментально получить прибыль. При этом они забывают о севообороте, из-за чего участки на несколько лет приходят в негодность. Арендаторы ищут других пайщиков, используя новую землю в то время, как использованная земля “приходит в себя” после вливаний удобрений при отсутствии смены культур.
Важен политический аспект. Отсутствие рынка позволяет политикам и подконтрольным и чиновникам создавать схемы по аренде государственной земли нужным людям за бесценок. Регулярная пропаганда и “страшилки” о том, что украинские земли выкупит Сорос/Путин/Рокфеллер/Абрамович/пан Энгельгардт, а безземельных жителей села загонят “на панщину”, также не прошли даром. Это помогает старожилам украинской политики, наподобие Юлии Тимошенко, Виктора Медведчука или Олега Тягнибока (как вам компания?) получать электоральные дивиденды.
Экс-президенты и олигархи
Вы не поверите, но среди главных землевладельцев Украины есть немало нынешних или бывших политиков. Например, бизнес-империя Петра Порошенко включает в себя более 100 тыс. га. Один из самых любимых олигархов бывшего президента, Юрий Косюк, имеет в своем распоряжении более 370 тыс. га. Они не дотягивают до аграрных империй Андрея Веревского и Олега Бахматюка — каждый из них распоряжается около 600 тыс. га земли. Первый был советником премьера Юлии Тимошенко, второй — занимался газовым бизнесом вместе с Игорем Еремеевым и Дмитрием Фирташем.
Крупные земельные владения входят в бизнес-империю Вадима Новинского. Входящий в его группу “Метинвест” Завод имени Ильича долгое время был одним из лидеров по количеству гектаров в своем земельном банке. Более сотни гектаров есть у “Агромарса” семьи Сигалов, ранее сотрудничавшей с “Партией регионов”. Есть сельскохозяйственные активы и у Игоря Коломойского.
Сеют культуры на сотнях тысячах гектаров Сергей Тигипко, Ринат Ахметов, а также российский олигарх Константин Григоришин, симпатизировавший Виктору Ющенко. Среди крупнейших украинских арендаторов земли был сын первого президента Украины Александр Кравчук.
Крупные площади для посева агрокультур имеют не только связанные с политикой бизнесмены. Они начинали с аренды небольших участков, но смогли раскрутиться и занять огромные площади. Это, например, Алексей Вадатурский, создавший “Нибулон”, арендаторы из США “Агропросперис”, компания “Глобино”, начинавшая с небольшой скотобойни.
Очевидно, что открытие рынка земли может серьезно ударить по этим компаниями, привыкшим работать по старым схемам. Кому-то придется покупать землю и бережно к ней относится, не уничтожая тоннами химикатов, кто-то начнет платить арендную плату вовремя или перечислять деньги государству.
Местные авторитеты
Рынок земли планируют открыть, установив несколько ограничений для возможных покупателей. Например, не получится скупить в границах одной ОТГ более 35% угодий, а в пределах области — более 8% земель. Это вряд ли понравится местным аграриям, которые привыкли устанавливать монополии на территории целых районов.
Например, в Киевской области супругам Татьяне и Андрею Засухам дают землю в аренду 13 тыс. арендодателей. У Аркадия Корнацкого в Николаевской — около 16 тыс. га. Это примеры фермеров, которые на слуху, хотя есть предприниматели, арендующие в пределах одной области и больше земель.
Открытие рынка земли может взвинтить цену на аренду, на каждый гектар земли, а также породит конкуренцию в пределах одного района или даже села. Местечковые монополисты объединились во Всеукраинский аграрный совет, который вместе с мертвой свиньей протестует против продажи земли у здания парламента.
Еще больше ударит по доморощенным олигархам появление на рынке земли иностранцев, которые могут с ходу предложить пайщикам адекватную цену за их землю. Здесь логика проста — чем меньше на рынке конкурентов, тем дешевле можно покупать и арендовать, получая сверхприбыли. Продолжая, при этом, пугать Соросом и Путиным, которые “мечтют” вывозить вагонами плодородный украинский чернозем.