«Ну, и что теперь?» – вместо приветствия обращаются к министру экологии Остапу Семераку несколько его однопартийцев по «Народному фронту», выйдя из Рады подышать воздухом после речи нового президента. Растерянный министр молча пожимает плечами и уходит. Если во время инаугурационной речи Кабмин в полном составе слушал Владимира Зеленского с кривыми усмешками, особенно, когда он предложил членам правительства «освободить место», то после его слов «я распускаю Верховную Раду восьмого созыва» ухмылки сползли с их лиц, передает АНТИКОР.
Каждый министр понимает, что у нардепов, пусть даже и самых одиозных, есть шанс попасть в следующий парламент, просочившись в качестве мажоритарщиков.
А вот попасть во второй раз в министерское кресло при полной смене власти задача практически неосуществимая. И сейчас вопрос «И что теперь?» самый популярный среди членов правительства и нардепов.
Больше всех раздражены и взвинчены депутаты от непроходного «Народного фронта» и малоперспективного БПП. Буквально через десять минут после заявления Зеленского о роспуске Рады, руководство фракций собралось на экстренные совещания с одной целью – выяснить, каковы шансы заблокировать решение нового президента и остаться депутатами еще на полгода.
По скупым комментариям представителей бывшей провластной коалиции, рассматривается вариант привлечения сильных юристов и представления в Конституционный суд с тем, чтобы судьи разъяснили – законен ли будет указ президента о роспуске парламента.
Впрочем, у самих инициаторов такого решения нет уверенности в том, что это сможет продлить их депутатские полномочия – за два месяца КС вряд ли успеет рассмотреть это дело и вынести решение. В комментариях журналистам это признала замглавы фракции НФ Виктория Сюмар и ее однопартиец экс-адвокат Георгий Логвинский.
Кроме того, как заявил нардеп Мустафа Найем, по логике нужно сначала выполнить указ президента, а уже потом обращаться в суд и обжаловать его.
А пока и сторонники, и противники роспуска Рады сходятся в одном – нужно готовиться к внеочередным парламентским выборам летом 2019-го.
При этом самый страшный кошмар представителей команд Арсения Яценюка и Петра Порошенко – это прохождение в следующий парламент подавляющего большинства от пока еще виртуальной партии «Слуга народа», вследствие чего она сформирует правительство единолично, не входя в торги и договоренности с другими политсилами.
«Зеленский два месяца будет держать уровень накала на разделении прошлой и новой власти, чтобы обеспечить максимально большое присутствие своей фракции в следующей ВР, – утверждает Виктория Сюмар. – И действительно, глядя на рейтинги, мы можем говорить, что в следующем парламенте одна партия создает большинство и формирует правительство».
Шансы на это не так уж малы. «На внеочередных выборах Зеленский получит возможность «подтянуть» под себя даже мажоритарщиков и провести их в Раду, – говорит UA1 нардеп Виталий Куприй, глава межфракционного объединения «За Зеленского». – Потому что на основе его высокого рейтинга человек, который будет выдвигаться от «Слуги народа», сразу получит большой мандат доверия у избирателей».
Планы и реальность
«Прошу вас принять закон об отмене депутатской неприкосновенности, закон об уголовной ответственности за незаконное обогащение, многострадальный избирательный кодекс и сделать открытые списки», – это обращение президента к парламентариям, скорее всего, так и останется нереализованным.
«Голосов не будет, конструктивных решений не будет, мажоритарщики разъедутся – у всех слишком мало времени, – говорит UA1 нардеп Юрий Деревянко. – По факту никаких важных решений этот парламент уже не примет. Все сейчас пойдут к людям чтобы переизбраться. Кто-то будет засевать гречкой, кто-то гривнами и долларами. А кто-то просто начнет паковать чемоданы».
По мнению депутата, в нынешнем составе парламента нет поддержки снятия депутатской неприкосновенности. Точно так же некому будет голосовать за уголовную ответственность за незаконное обогащение.
Читайте также: Полторак ответил, пойдет ли дальше в политику
А что касается изменений в избирательный кодекс, то это попросту станет невозможным.
«Если сегодня будет указ о роспуске парламента, то завтра ЦИК начнет избирательный процесс, а с его началом никакие изменения в избирательное право невозможны», – поясняет Деревянко.
Таким образом, досрочные парламентские выборы пройдут по смешанной системе: 50% состава новой Верховной Рады сформируют мажоритарщики, и 50% депутатов будут представителями партий.
По мнению политолога Сергея Быкова, такое развитие событий не лучший вариант, который даст резко отрицательный результат.
«Если будет смешанная система – 50% мажоритарка и 50% партии, тогда вообще не имеет смысла проводить выборы, потому что мы увидим еще худший состав Верховной Рады, – считает эксперт. – Это не нужно ни Зеленскому, ни государству».
Также политологи считают, что на досрочных выборах в Раду Зеленский может получить сильную парламентскую оппозицию из осколков НФ и БПП, которые пока еще консолидируются вокруг своих лидеров.
«Да не будет никакой сильной оппозиции, – не разделяет пессимистические прогнозы Деревянко. – «Народный фронт» в пролете. БПП почти тоже. Также как и Ляшко, «Самопомощь». Так что даже с учетом старой избирательной системы нафталина в Раде не останется. Больше половины людей будут новыми».
Держаться до последнего
На сегодняшний день на пути реализации первых инициатив президента Зеленского остаются ряд преград.
В течение как минимум двух месяцев только формально работающей Верховной Рады страна так и не получит нового генпрокурора. И если упомянутые в речи нового президента кандидаты на увольнение министр обороны Степан Полторак и глава СБУ Василий Грицак сами подали заявления об отставке, то третий претендент, Юрий Луценко, остается на своем посту.
«Я сам не вижу ни юридических, ни моральных оснований для отставки. Я честно работал и у меня неплохие достижения во главе всей правоохранительной системы», – оценил свою работу Луценко, который еще год назад обещал покинуть должность сразу же после президентских выборов-2019.
«Луценко будет сидеть в своем кресле еще два месяца, Рада его не уволит», – подтверждает Деревянко.
И даже если в парламенте удастся собрать 150 подписей за отставку генпрокурора (сейчас есть только треть необходимых), в полупустой Верховной Раде просто не будет голосов за это решение.
Пока в кресле генпрокурора остается Луценко, говорить о каких-то «посадках» не приходится. А это может негативно сказаться на рейтинге Зеленского – где обещанное наказание виновных? Если только команда новоизбранного президента не обернет ситуацию себе в плюс, подчеркнув, что это ответственность пока еще сохраняющего должность члена команды Порошенко.
Также нельзя сбрасывать со счетов и обиженных народных депутатов из непроходных фракций – они до последнего намерены отстаивать свое право на депутатский мандат до 27 октября 2019 года включительно. И их можно понять.
По подсчетам Олега Устенко, исполнительного директора Международного фонда Блейзера, ежегодно по теневым схемам, которые контролируют представители разных уровней власти, из бюджета вымывается до 10 млрд долларов. В пересчете на национальную валюту каждый день у власти дает чиновникам возможность распилить 700 млн гривен. И за каждый такой день нардепы будут стоять горой.
К примеру, последняя официальная позиция главы фракции НФ Максима Бурбака накануне инаугурации Владимира Зеленского звучала так: «Сколько нас уже пугали перевыборами, разгоном Рады, и ничего страшного. Парламент дееспособный, он принимает законы, которые изменяют к лучшему ситуацию в стране».
Поэтому противостояние будет жестоким. А чем оно окончится, будет ясно в июле, когда станет известен новый состав Верховной Рады.