Экс-премьер Юлия Тимошенко имеет репутацию политической «птицы феникс», возрождающейся из пепла: когда-то она была лицом народного восстания, ее называли «газовой принцессой», а политические соперники сажали ее в тюрьму. Правда, стремление украинцев к переменам, которым надоела коррупция и низкий уровень жизни, могут поставить под угрозу ее третью и, возможно, последнюю попытку стать президентом страны на выборах 31 марта. Об этом идет речь в статье Financial Times, перевод которой публикует Главред.
Тимошенко утверждает, что ее опыт ведения переговоров с Владимиром Путиным поможет положить конец войне на востоке Украины, приобщив к переговорам США и Великобританию. «У нее есть хребет и это позволяет ей вернуть доверие людей», — говорит Григорий Немыря, заместитель главы партии «Батькивщина».
В 2018 году Тимошенко лидировала в соцопросах, но выдвижение 41-летнего комика Владимира Зеленского без политического опыта, разбивает все ее надежды, как и надежды Петра Порошенко. Зеленский сейчас лидирует в соцопросах, а Тимошенко вместе с Порошенко отчаянно сражаются за выход во второй тур 21 апреля.
Стремясь восстановить свои позиции, Тимошенко продвигает популистские идеи, направленные на пожилых избирателей, такие как снижение цен на газ в два раза, повышение пенсий в три раза и возврат сбережений вкладчикам советских банков. Это тревожит инвесторов, которые опасаются, что такие действия могут поставить под угрозу финансовую помощь МВФ, которую Порошенко пообещал поддерживать.
Однако из-за стремления украинцев к переменам, рейтинг неодобрения у Тимошенко и Порошенко достигает 70% — и таких ее предложений может быть недостаточно. Недавно также возникли вопросы к источникам происхождения пожертвований на президентскую кампанию Тимошенко в размере 6 млн долларов. Экс-премьер отрицает какие-либо правонарушения.
«Никто в здравом уме не поверит, что она сделает то, что говорит», — отмечает Виктор Андрусив, эксперт Украинского института будущего. – Она достигла своего потолка в прошлом году, она уже использовала все свои тузы, и пока неясно, какой козырь оставила в рукаве».
Госдепа США в Украине Курт Волкер поставил под сомнение призыв Тимошенко к тому, чтобы США и Великобритания играли более активную роль в мирных переговорах в формате Будапештского меморандума. «Сейчас проблема не в отсутствии надлежащего формата переговоров, а в отсутствии воли со стороны России вывести свои войска из Крыма и Востока Украины», – считает Волкер.
Попытка Тимошенко переродиться является последней в ее долгой карьере. Она, как бывший энергетический магнат ранее говорила исключительно по-русски. Все изменилось, когда она занялась политикой в конце 1990-х годов, и Тимошенко превратилась в националистического, прозападного реформатора — в комплексе с манерами украинки и белокурой крестьянской косой на голове.
Популистская риторика сделала Тимошенко звездой Оранжевой революции 2004 года. Она дважды работала премьер-министром, но потеряла благосклонность избирателей после подписания газовых контрактов с Россией в 2009 году, которые привели к росту цен и Янукович вернулся к власти в 2010 году.
Затем он посадил Тимошенко в тюрьму за газовую сделку и заплатил политическому консультанту из США Полу Манафорту за доклад, оправдывающий ее арест. Тимошенко опровергает все обвинения в коррупции в прошлом (ее не обвинили в США по делу экс-премьера Павла Лазаренко), как «пропаганду Манафорта».
Многие наблюдатели считали, что карьера Тимошенко пошла на спад, когда она не смогла выиграть выборы в 2014 году. «Она вернулась», — говорит Немыря. – Это не просто лозунги и все такое. У нее действительно есть документы и рабочие группы».
Западные покровители и инвесторы Украины считают, что Тимошенко придется выбирать между выполнением своих популистских обещаний и умиротворением МВФ, чья поддержка зависит от реформы ЖКХ. Управляющий директор МВФ Кристин Лагард после встречи с Тимошенко в феврале «подчеркнула настоятельную необходимость для Украины обеспечить успехи, достигнутые в восстановлении макроэкономической стабильности, и продолжить глубокие структурные реформы».
Огненная риторика Тимошенко больше не привлекает огромные толпы людей, как десятилетия назад. Поддержка Тимошенко в ее бывшем оплоте на западе Украины упала настолько, что помощникам экс-премьера пришлось привлекать ее сторонников, чтобы митинги выглядели многолюдными.
Упорное стремление Тимошенко к власти означает, что лишь немногие готовы ее сейчас списать со счетов. «Она полагает, что Украина слишком велика для маленькой мечты», — говорит Немыря, перефразируя Рональда Рейгана. – Каждая мечта начинается с мечтателя».