Из-за уголовных дел и оффшоров олигарх не сможет поставить на место губернатора Киевской области человека Фельдмана.
С начала сентября в Киевской области тлеет конфликт между группой влияния Игоря Коломойского в лице народного депутата Александра Дубинского и новым главой Киевской облгосадминистрации Михаилом Бно-Айрияном. Одна из его причин – нежелание Бно-Айрияна назначать себе в замы человека Коломойского Геннадия Слепцова. У олигарха даже присмотрели губернатору замену, но в последний момент Кабмин отказался утверждать кандидатуру из-за ряда висящих на кандидате уголовных дел.
Перепалки в социальных сетях и сепаратные переговоры эмиссаров Коломойского с депутатами областного совета, а также парламентариями от Киевской области относительно неприемлемости кандидатуры Михаила Бно-Айрияна на посту губернатора, нашли свое логичное завершение. На минувшей неделе в системе раскрытия электронных деклараций чиновников появилсядокумент с пометкой “декларация кандидата” от имени Алексея Чернышова. Значился он как раз кандидатом на Киевскую область.
Появление такой декларации “при живом” Бно-Айрияне, который не подавал в отставку, выглядит по меньшей мере странно. Если не знать контекста. Дело в том, что еще в середине августа группа Коломойского попробовала протянуть через приемную Бно-Айрияна своего человека – Геннадия Слепцова – на должность заместителя главы Киевской области.
По сути Бно-Айрияну, которого считают человеком спикера Верховной Рады Дмитрия Разумкова (вместе учились в вузе) и главы фракции “Слуга народа” Давида Арахамии, попытались поставить “смотрящего”. Поскольку среди функций Слепцова должны были быть “надзор” за земельными и строительными вопросами – самыми “вкусными” для региональных чиновников.
Но “чуда” не произошло – Бно-Айриян отказался назначать Слепцова в силу особенностей биографии последнего. После этого на сцене появился Дубинский и в свойственной ему манере стал, мягко говоря, критиковать губернатора по поводу и без.
Параллельно в СМИ и через телеграмм-каналы стала “прокачиваться” тема возможной отставки Бно-Айрияна, а на горизонте появился Алексей Чернышов, как потенциальный кандидат на его замену. Почему именно он?
Харьковский делок
Если коротко, то в нем сочетаются сразу несколько важных характеристик, которые могли прийтись по душе Игорю Коломойскому.
Во-первых, Чернышов – бизнес-партнер Александра Фельдмана по рынку “Барабашово” в Харькове, а Фельдман, в свою очередь, партнер Коломойского, среди прочего, и по линии еврейских организаций. Во-вторых, Чернышов – бизнес-партнер известного столичного “смотрящего” за строительным сектором Андрея Вавриша, а также не менее одиозного “смотрящего” за Минюстом во времена предыдущего министра (и, по слухам, не утратившего своего влияния до сих пор) Андрея Довбенко. Эти двое, как известно, являются приближенными к главе Офиса Президента Андрею Богдану – бывшему адвокату Игоря Коломойского.
Однако в этих контактах и связях не только сила Чернышова, но и слабость. Игорь Коломойский и его окружение решили сыграть на опережение, вывесив на сайте деклараций данные о доходах “претендента”. Но не учли, что в Кабмине, где рассматривается его кандидатура (формально подать Президенту на подпись утвержденного кандидата на должность главы областной администрации должно правительство), будут смотреть и на другие источники информации, кроме рекомендаций от олигарха.
Например, на данные от правоохранительных органов, у которых есть много интересной информации о Чернышове. В частности, по данным силовых структур, Чернышов фактически является доверенным лицом Фельдмана не только в вопросах “белого” бизнеса, но и в вопросах вывода денежных средств в иностранные оффшорные юрисдикции с помощью подконтрольных офшорных компаний. Большинство из этих средств была получена дельцами от реализации на рынке «Барабашово» контрабандных товаров.
Кроме того, Чернышов причастен к организации мошеннических схем по переоформлению прав собственности на объекты торговли на «Барабашово» на подконтрольные руководству администрации концерна АО «АВЭК и Ко» фиктивные компании – «прокладки». По этому поводу есть как минимум два свежих уголовных производства (12019220470002790 от 29.05.2019 и 12019220490003989 от 03.09.2019), начатые прокуратурой Харьковской области по фактам самоуправства на территории рынка со стороны Фельдмана и Чернышова. Допрошенные свидетели показали, что владельцы рынка требовали и получили с них по $40 тыс. за установку торговых конструкций и затем требовали проводить нелегальные платежи за аренду на офшорные структуры.
Ситуация имела публичный резонанс, когда в нее вмешался лично мэр Харькова Геннадий Кернес и потребовал от Фельдмана и Чернышова не давить на малый бизнес в городе.
По имеющейся в правоохранительных органах информации, сейчас на «Барабашово» фиксируются отдельные случаи использования в качестве наемных работников нелегальных мигрантов, торговли наркотическими веществами и прекурсорами к ним; неадекватного агрессивного поведения со стороны охраны администрации концерна АО «АВЭК и Ко»; торговли контрабандными товарами.
Киевский след и австрийский “запасной аэродром”
Но харьковская история – это еще не весь “букет” “сюрпризов”, которые преподнес Чернышов, как возможный кандидат на пост губернатора.
Дело в том, что, по данным правоохранительных органов, Чернышова также подозревают в организации противоправной схемы по уклонению от налогообложения при реализации в Киеве инвестиционного проекта «Киевская Бизнес-Гавань». Это крупный амбициозный проект в Деснянском районе Киева, который предусматривал создание в районе Троещины на Левом берегу индустриально-производственного кластера общей площадью 330 га под государственные гарантии.
В экспертных кругах КГГА указанный бизнес-проект считается одной из «крупнейших экономических ошибок» руководства КГГА, поскольку налоговые льготы для участников инвестпроекта «Киевская Бизнес-Гавань» превышают ожидаемые поступления в городской бюджет Киева от их бизнес-деятельности, «искажая тем самым экономический ландшафт столицы». Сегодня проект подают как “свежий”, хотя на самом деле он задумывался и получил “благословение” на реализацию еще в 2013 году при Александре Попове.
Кроме того, известно, что Чернышов, под предлогом привлечения инвестиций, использует австрийскую инвестиционную компанию «VI2 Partners GmbH» для приобретения в странах Западной Европы объектов недвижимости и легализации таким образом денежных средств, полученных преступным путем. По имеющимся данным из торгового реестра Австрийской Республики, учредителями инвестиционной компании «VI2 Partners GmbH» выступают, кроме самого Чернышова, Марк-Мило Любе и оффшорная компания с Британских Виргинских островов Standing Assets S.A.
Любе – типичный “фунт”, хоть и имеет профильную специализацию по вопросам недвижимости. В частности, в реестрах он фигурирует как владелец австрийской компании «Smartcom Holding GmbH», экс-председатель правления немецких компаний «Magnat Real Estate AG» и «Magnat Real Estate Opport» (владеет объектами коммерческой недвижимости по всей Германии). Считается, что на самом деле Любе – это управляющий заграничных активов Чернышова. Standing Assets S.A., в свою очередь, является учредителем отдельных компаний Фельдмана, через эту фирму он выводит с “Барабашово” прибыли в оффшоры.
Все эти факты, а также ряд других, не подлежащих публикации, стали, по данным источников в Кабмине, причиной, по которой кандидатура Чернышова никогда не пройдет согласования на должность губернатора. Таким образом, несмотря на злые посты Александра Дубинского и тихое негодование Игоря Коломойского, Бно-Айриян пока остается в своем кресле.